РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 апреля 2019 г. г. Богородицк Тульской области
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Игнатьевой Н.В.,
при секретаре Гаррес Е.А.,
с участием
истца Уваровой Е.В.,
представителя ответчика государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) Шестовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-298/2019 по иску Уваровой Елены Викторовны к государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,
установил:
Уварова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) о включении в специальный стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование своего заявления указала, что ею осуществлялась педагогическая деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет. На ее обращение ГУ УПФ РФ в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) о назначении ей досрочной страховой пенсии, был получен отказ от 11.04.2017 №, в котором указано, что на дату обращения за назначением пенсии у нее отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». По оценке УПФР в г. Богородицк Тульской области ее специальный (педагогический) стаж составил 22 года 02 месяца 07 дней. При этом в ее специальный стаж не был включен период работы с 01.09.2001 по 31.08.2004 в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе с нагрузкой 0,5 ставки в <данные изъяты>» г. Богородицка. Считает, что отказ в назначении ей пенсии является необоснованным и нарушающим ее права по следующим основаниям. Основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и трудовой стаж работника, является трудовая книжка. В соответствии с записью № в трудовой книжке с 01.09.2000 она была принята учителем начальных классов в <данные изъяты> на основании приказа от 01.09.2000 №, далее в запись № внесена запись о присвоении 1 квалификационной категории по должности «заместитель директора по учебно-воспитательной работе» с 09.12.2002. Согласно справки, уточняющей и особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии № от 29.03.2017, выданной <данные изъяты> с 03.09.2001 она была назначена на должность заместителя директора по УВР с нагрузкой 0,5 ставки на основании приказа от 10.09.2001 № и вела преподавательскую деятельность в качестве учителя истории с нагрузкой 6 часов в неделю, 01.09.2004 она была уволена с должности заместителя директора по УВР и переведена на должность учителя начальных классов на основании приказа от 31.08.2004 №. Считает, что спорный период должен быть включен в ее специальный стаж, так как она работала в должности директора по УВР с нагрузкой 0,5 ставки и вела преподавательскую нагрузку в качестве учителя истории. На дату вынесения отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости ее специальный стаж с учетом периода работы с 01.09.2001 по 31.08.2004, составил 25 лет 02 месяца 07 дней.
На основании изложенного просила обязать межрайонное УПФР в г. Богородицк Тульской области включить в специальный (педагогический) стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, период работы с 01.09.2001 по 31.08.2004 в качестве заместителя директора по <данные изъяты> г. Богородицка.
Обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения – 29.03.2017.
В судебном заседании Уварова Е.В. исковые требования уточнила, пояснив, что в период с 01.09.2003 по 31.08.2004 она работала в должности заместителя директора по УВР с нагрузкой 0,5 ставки и в период с 01.09.2003 по 31.08.2004 осуществляла преподавательскую деятельность в качестве учителя русского языка и литературы с нагрузкой 10 часов в неделю, что суммарно образует более 1 ставки за период с 01.09.2003 по 31.08.2004. В этой связи просила включить в специальный стаж педагогической работы работу в должности заместителя директора по УВР с выполнением педагогической нагрузки в качестве учителя русского языка и литературы. Признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Представитель ГУ УПФР в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) Шестова Т.Л. исковые требования не признала и указала на то, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Уваровой Е.В. было отказано правомерно, поскольку на дату обращения 29.03.2017 отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности 25 лет. Периоды деятельности, не подлежащие включению в специальный стаж истицы в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе с 01.09.2001 по 31.08.2004.
В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 сентября 2000 года засчитываются в специальный стаж при условии выполнения, (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад); в соответствии с п. 8 подпункта б работа в должности заместителя директора по учебно - воспитательной работе засчитывается в специальный стаж при условии нормальной продолжительности рабочего времени, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы. Дополнительный отпуск по ЧАЭС продолжительностью 7 календарных дней не может быть включен в страховой стаж, в том числе в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Частью 1 статьи 7 Закона от 24.07.2009 № 212 ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателем в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказания услуг. Поскольку работодатель не производит каких-либо выплат в пользу работника в связи с предоставлением ему «чернобыльского отпуска», так как оплата производится органом Федерального казначейства непосредственно гражданину, данные суммы не подлежат обложению страховыми взносами. Следовательно, и не могут включаться в страховой стаж в целях установления пенсии.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Право на страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций)».
В силу ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положение «О порядке исчисления стажа для назначении пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» № 1397 от 17.12.1959, утвержденное Постановлением СМ СССР, утратило силу с 01.10.1993 и порядок исчисления педагогического стажа определялся в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 № 463, который предусматривал исчерпывающий перечень педагогических должностей, дающих право на досрочную пенсию по старости.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В данном списке указана должность учитель и вид учреждений – школы всех типов.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список 1999) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
П.1 раздела «наименование должностей» Списка указана должность «учитель», и в п. 1.1 раздела «наименование учреждений» в числе иных учреждений указана общеобразовательная школа.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Правила, июль 2002).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, которым предусмотрена должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а также в разделе «Наименование учреждений» - предусмотрены общеобразовательные школы всех наименований.
В соответствии с п. 4 и 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных тем же Постановлением Правительства РФ № 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2002 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2002 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с п. 8 п.п. «б» тех же Правил, в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1-1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников», действовавшего на спорный период работы Уваровой Е.В., было установлено, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с вышеназванным Постановлением норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для учителей общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Аналогичные положения действуют на настоящее время в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 601(приложение № 1).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.03.2017 Уварова Е.В. обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (отказ ГУ- УПФР в г.Богородицк Тульской области (межрайонное) от 11.04.2017 №). Ответчик указал, что специальный стаж истца на момент обращения составил 22 года 02 месяца 07 дней.
Как усматривается из справки, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочных трудовых пенсий от 15.02.2019 №, выданной <данные изъяты> Уварова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. действительно работает в <данные изъяты> с 01.09.2000 принята учителем начальных классов (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) по 01.09.2001 (приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ №), 10.09.2001 принята учителем истории (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) с нагрузкой 6 часов в неделю, с 10.09.2001 принята на должность заместителя директора по УВР (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) с нагрузкой 0,5 ставки, с 01.09.2004 уволена с должности заместителя директора по УВР и переведена на должность учителя начальных классов (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № в качестве учителя начальных классов, за исключением периодов:
отпуска без сохранения заработной платы с 18.11.2008 по 31.12.2008 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
дополнительный отпуск «чернобыльский»:
с 19.08.2013 по 25.08.2013 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
с 18.08.2014 по 24.08.2014 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
с 17.08.2015 по 23.08.2015 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
с 19.08.2016 по 25.08.2016 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
с 18.08.2017 по 24.08.2017 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ);
с 20.08.2018 по 26.08.2018 (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ)
Нахождение женщины в отпуске по уходу за ребенком с 05.09.2005 по 17.11.2008.
Основание: книги приказов за 1999-2000, 2000-2002, 2002-2004, 2004-2006, 2006-2008, 2008-2009, 2009-2011, 2011-2013, 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019, тарификационные списки за 2000-2018, расчетно-платежные ведомости за 2000-2019.
В соответствии с выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о тарификации педагогических работников на 2003-2004 учебный год Уварова Е.В. осуществляла педагогическую деятельность в качестве учителя русского языка и литературы в 5 «б» классе с нагрузкой 10 часов в неделю.
Исходя из вышеуказанных документов, Уварова Е.В. в период с 01.09.2003 по 31.08.2004 работала заместителем директора по воспитательной работе – 0,5 ставки и 10 часов в неделю учебной нагрузки, что составляет более половины ставки учителя, а суммарно более одной ставки заработной платы учителя.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при разрешении вопроса о соответствии спорного периода работы истицы Уваровой Е.В. требованиям законодательства о подсчете льготного стажа, ответчиком не были приняты во внимание вышеуказанные пункты Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 781, как позволяющих суммировать работу истицы на 0,5 ставки в должности заместителя директора по УВР и 10 часов учителя русского языка и литературы, что в совокупности образует более 1 ставки, позволяющих включить спорный период в льготный стаж Уваровой Е.В.
Совокупность приведенных и исследованных судом доказательств свидетельствует о том, что Уварова Е.В. осуществляет педагогическую деятельность в учреждении, предусмотренном Списками, которое дают право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
По состоянию на 29.03.2017(обращение в УПФР) специальный стаж Уваровой Е.В. составлял 22 года 02 месяца 07 дней + 1 год (работа в должности заместителя директора по УВР с выполнением работы в качестве учителя русского языка и литературы с педагогической нагрузкой 10 часов в неделю) = 23 года 02 месяца 07 дней.
25 лет – 23 года 02 месяца 07 дней = 1 год 09 месяцев 24 дня + 14 дней (отпуска по ЧАЭС, использованные истицей за 2017, 2018), период необходимый до выработки 25 лет специального стажа.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при включении в льготный стаж истицы спорных периодов работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, выполнения работы в качестве учителя русского языка и литературы с педагогической нагрузкой 10 часов в неделю, с учетом того, что Уварова Е.В. на день вынесения решения суда продолжает педагогическую деятельность в качестве учителя начальных классов, необходимая продолжительность её специального стажа 25 лет выработана истицей по состоянию на 07.02.2019, то есть является достаточной для признания за ней права для назначения ей пенсии по старости досрочно.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в редакции, действующей с 01.01.2019 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 вышеназванного Закона страховая пенсия по старости лицами, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. п. 19-21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении № 7 к настоящему Закону.
В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 № 350 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в п.п. 19-21 настоящей статьи и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления, сроков предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ от 28.12.2013, но не боле чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков
Согласно приложению 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» в редакции, действующей с 01.01.2019, при возникновении права в 2019 году на страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 настоящего ФЗ (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от их возраста) страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Применив нормы Федерального закона от 03.10.2018 № 350 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», страховая пенсия истице Уваровой Е.В. может быть назначена через 6 месяцев после 07.02.2019 (даты возникновения права на такую пенсию, определенной судом).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ 7 ░░░░░░░ 2019░., ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.09.2003 ░░ 31.08.2004 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ (0,5 ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.04.2019.