2-1289/2022
70RS0001-01-2022-001871-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2022 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Усмановой Е.А.,
при секретаре Макаренко Д.А.,
с участием представителя истца Козьминых А.Ю., действующего по доверенности от 15.10.2021 сроком действия один год, представителя ответчика Коломиной Т.Н., действующей на основании доверенности от 01.10.2021 сроком действия по 31.12.2022, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Таразановой ТС к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в страховой стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию, взыскании судебных расходов,
установил:
Таразанова Т.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее ГУ – ОПФР по Томской области), в котором просит обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 периоды работы, исчисленные в льготном порядке, как один год за один год шесть месяцев: с 01.07.1996 по 03.08.1997, с 07.08.1997 по 31.12.1999 в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии-реанимации ОГАУЗ «ТОКБ», обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 с 13.10.2021, взыскать с ответчика в свою пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 руб.
В обоснование указала, что работает в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница». 13.10.2021 обратилась в ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа засчитано в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения 30 лет 29 дней. В специальный стаж в календарном исчислении засчитан период с 01.07.1996 по 03.08.1997, с 07.08.1997 по 31.12.1999 в должности медсестры-анестезиста в отделении реанимации ОГАУЗ «ТОКБ» общей продолжительностью 3 года 5 месяцев 27 дней. Отказ ответчика во включении указанных периодов в льготном исчислении как один год за один год шесть месяцев не соответствует закону. Так, штатными расписаниями ТОКБ за 1996-1999 годы предусмотрено единственное отделение анестезиолого-реанимационного профиля с наименованием «Реанимация», в котором по штату числились медицинские сестры-анестезистки и врачи реаниматологи-анестезиологи. В должностной инструкции медицинской сестры-анестезистки от 01.01.1998 структурное подразделение указано как отделение анестезиологии и реанимации. Приказом ТОКБ от 19.08.2002 отделение анестезиологии и реанимации переименовано в отделение анестезиологии-реанимации. С учетом льготного исчисления стажа работы на момент подачи заявления о назначении пенсии трудовой стаж составляет 31 год 9 месяцев 27 дней, соответственно, на дату подачи заявления право на назначение пенсии возникло.
В судебное заседание истец Таразанова Т.С. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Козьминых А.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным основаниям, указал, что с учетом включения спорного периода в страховой стаж 30 лет необходимого стажа выработаны истцом в декабре 2019 года, следовательно, с учетом переходных положений право на назначение пенсии возникло в июне 2020 года, таким образом, на дату обращения /________/ такое право у истца уже имелось.
Представитель ответчика Коломина Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва, согласно которому предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Представленными с исковым заявлением штатными расписания Областной клинической больницы за 1996, 1997, 1998, 1999 годы структурное подразделение – «отделение (группа) анестезиологии-реанимации» не предусмотрено, структурное подразделение «реанимация», указанное в штатных расписаниях положениями Списка и Правил от 06.09.1991 №464, Списка и Правил от 22.09.1999 №1066 не предусмотрено. Записи в трудовой книжке характер работы истца не подтверждают. Кроме того, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица по периодам с 01.01.1998 по 31.12.1999 в отношении истца представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготы ЗП81ГД, т.е. в качестве специального стажа в календарном исчислении. Указала также, что при включении судом спорных периодов работы право на назначение пенсии с учетом переходных положений возникает с января 2022 года, истец обратилась за назначением пенсии 13.10.2021 до возникновения такого права. Просила в случае удовлетворения иска снизить размер расходов на оплату услуг представителя до разумных пределов.
Третье лицо ОГАУЗ «ТОКБ» будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, определив на основании ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя третьего лица, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ, Федеральный закон «О страховых пенсиях»), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8).
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 закона установлено право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу ч. 1.1. статьи 30 закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, с 01.01.2019 страховая пенсия по старости лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, может быть назначена только через определенный период времени после выработки специального стажа необходимой продолжительности. Данный период в 2019 году составляет 12 месяцев и далее увеличивается на 12 месяцев ежегодно до достижения в 2023 году 60 месяцев.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 закона установлено право лиц, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, на досрочную страховую пенсию по старости.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 30 названного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В судебном заседании установлено, что 13.10.2021 Таразанова Т.С. обратилась в клиентскую службу в Октябрьском районе г. Томска ГУ – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельности по охране здоровья населения.
Решением Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области /________/ от 24.03.2022 Таразановой Т.С. в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения засчитано 30 лет 29 дней, отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от /________/ ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности на 31.12.2018 с учетом Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (ред. от 26.05.2009) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.
Пунктами 1-3 Правил предусмотрено, что они регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516. В стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, названным нормативным актом регулируется порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующем списке, при соблюдении определенных условий.
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Аналогичный смысл имеет статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предполагающая возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
К таким нормативным правовым актам, в частности, относятся: Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», определяющее право медицинских работников на пенсию за выслугу лет по Закону СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях»; Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет»; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды до 01.11.1999 и после указанной даты соответственно.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности - один год работы за один год и 6 месяцев предоставлено медицинским сестрам-анестезистам отделений анестезиологии и реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии (п. 2 Приложения к Правилам).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из материалов дела следует, что решением пенсионного органа периоды работы Таразановой Т.С. с 01.07.1996 по 03.08.1997, с 07.08.1997 по 31.12.1999 в должности медсестры-анестезистки в отделении реанимации ОГАУЗ «Томская областная клиническая больница» (3 года 5 месяцев 27 дней) зачтены в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в календарном исчислении, оснований для льготного исчисления не установлено, так как не подтверждена работа в отделении, дающем право на льготное исчисление.
Согласно трудовой книжке /________/ /________/ Таразанова Т.С. 01.07.1996 принята в Областную клиническую больницу медсестрой-анестезисткой 8 р-да в отделение анестезиологии и реанимации, /________/ присвоена первая категория «сестринское дело», по Е/________/ разряд, /________/ согласно номенклатуры отделение переименовано в отделение анестезиологии-реанимации, работает по настоящее время.
Из уточняющей справки от 05.07.2021 следует, что Таразанова Т.С. с 01.07.1996 принята в Томскую областную клиническую больницу на должность медсестры-анестезистки в отделение анестезиологии и реанимации стационара на 1,0 ставки, с 04.08.1997 по 06.08.1997 предоставлен отпуск без сохранения заработной платы по семейным обстоятельствам.
Согласно штатным расписаниям Областной клинической больницы на 1996, 1997, 1998, 1999 годы в медицинском учреждении имелось отделение реанимации, в составе которого числилась должность медсестра-анестезистка.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры-анестезистки отделения анестезиологии и реаниматологии от /________/ на должность анестезистки принимается медицинская сестра, имеющая специализацию или стаж работы по данной специальности, в должностные обязанности входит наблюдение за состоянием больного по основным параметрам, пунктирование периферических вен, подключение следящей аппаратуры, подготовка рабочего места к наркозу, проведение забора материала на лабораторные исследования, в случае необходимости самостоятельное введение наркоза.
Приказом главного врача Томской областной клинической больницы №412-к от 19.08.2002 отделение анестезиологии и реанимации, АиР, ОАР, ОАиР переименовано в соответствии с приказом МЗРФ №377 от 15.10.1999 в отделение анестезиологии-реанимации.
Согласно положению об отделении анестезиологии-реанимации, утвержденному в 2002 году, в функции отделения входит оказание специализированной плановой и экстренной анестезиологической и реаниматологической помощи населению г. Томска и Томской области.
Оценив представленные доказательства, учитывая, что истец как в спорный период, так и в настоящее время работает в одном и том же отделении, каких-либо данных о том, что при переименовании отделения произошло изменение его функций, должность, материалы дела не содержат, занимаемая истцом должность соответствовала поименованной в Списках должности, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды работы истцом выполнялась работа в должности медсестры-анестезиста в отделении, тождественном поименованным в соответствующих Списках отделениям анестезиологии- реанимации.
Доказательств, опровергающих доводы истца, стороной ответчика не представлено.
Ссылки представителя ответчика на то, что на лицевом счете застрахованного лица спорный период учтен в календарном исчислении, судом отклоняются.
Согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3); органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5); на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6); В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2,6 и7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (подпункт 10.2 пункта 2 статьи 6).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, предоставление сведений о коде льготы работника, а также обязанность по отчислению страховых взносов возлагается на работодателя.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Таразанова Т.С. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 13.08.1998. За спорный период с 01.07.1996 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 31.12.1998, с 01.01.1999 по 31.10.1999, 01.11.1999 по 31.12.1999 представлены сведения о работе истца с кодом льготы "ЗП81ГД", что не подтверждает факт работы, дающей право на льготное исчисление стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Однако отсутствие надлежащих сведений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств не должно нарушать прав истца на пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах требования о зачете в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периодов работы истца с 01.07.1996 по 03.08.1997, с 07.08.1997 по 31.12.1999 в должности медсестры-анестезистки в ОГАУЗ «Областная клиническая больница», подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13.10.2021, суд исходит из следующего.
В соответствии с приложением N 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", в случае достижения в 2020 году возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, право на назначение страховой пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, увеличивается на 24 месяца.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, лицам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях".
Согласно данным о расчетах стажа по закону 173 при условии включения периода работы с 01.07.1996 по 03.08.1997, с 07.08.1997 по 31.12.1999 в льготном исчислении как один год за один год 6 месяцев, 30 лет необходимого стажа выработано истцом на 24.07.2020.
Следовательно, с учетом Приложения №6 к Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», положений п. 3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, право на назначение пенсии возникло у истца 24.01.2022 по истечении 18 месяцев с даты возникновения права на пенсию.
Доводы представителя истца о том, что право истца на пенсию возникло в 2019 году основаны на неверном толковании норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н) (действовали до 31.12.2021).
В силу п. 19 указанных Правил N заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Аналогичное положение содержится в п. 13 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 546н (вступили в действие с 01.01.2022).
Заявление о назначении пенсии подано истцом в пенсионный орган 13.10.2021, т.е. ранее чем за один месяц до достижения соответствующего права.
По смыслу положений ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях" реализация права на назначение пенсии носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением.
Поскольку Таразанова Т.С. с 24.01.2022 за назначением пенсии не обращалась, оснований для ее назначения в судебном порядке не имеется.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Таразановой Т.С. о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 13.10.2021.
Истцом заявлено требование о возмещении судебных расходов.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст.94 ГПК Российской Федерации к судебным издержкам относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ст. 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 12 Постановления от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).
Абзацем 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 21.01.2016 № 1 предусмотрено, что суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма, как следует из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Из материалов дела следует, что 15.10.2021 между Таразановой Т.С. и Козьминых А.Ю. заключен договор на оказание консультационно-юридической помощи, по условиям которого доверенное лицо (Козьминых А.Ю.) обязуется оказать Таразановой Т.С. консультативно-юридическую помощь в виде подготовки и подачи в Кировский районный суд г. Томска искового заявления к Отделению ПФР по Томской области о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии, представление интересов клиента при рассмотрении дела.
Стоимость услуг по настоящему договору определяется в размере 40000 руб., которые уплачены при подписании настоящего договора (п.4.3 договора).
Представитель истца Козьминых А.Ю. составил, подписал и подал в суд исковое заявление, участвовал в подготовке дела к судебному разбирательству 24.05.2022, принимал участие в судебных заседаниях 7 и 9 июня 2022 года.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.07.2007 №382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно.
Учитывая, что разумные пределы расходов являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности судебного разбирательства, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в судах общей юрисдикции.
Принимая во внимание результат рассмотрения дела, доказанность понесенных Таразановой Т.С. расходов, фактические обстоятельства дела, характер спора, категорию дела и его сложность, количество судебных заседаний, количество совершенных представителем процессуальных действий, а также критерии разумности и справедливости, суд приходит к выводу об определении размера подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в сумме 10000 руб.
При этом правило о пропорциональном распределении расходов исходя из частичного удовлетворения требований, в силу разъяснений п. 21 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации не подлежит применению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Таразановой ТС удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить в стаж работы Таразановой ТС, дающей право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.07.1996 по 03.08.1997, с 07.08.1997 по 31.12.1999 в должности медсестры-анестезиста в отделении анестезиологии и реанимации ОГАУЗ «ТОКБ» в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственное учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области в пользу Таразановой ТС расходы на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Усманова
Решение в окончательной форме принято 17 июня 2022 года.
Председательствующий Е.А. Усманова