Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4979/2023 ~ М-2787/2023 от 31.07.2023

Дело № 2-4979/2023

УИД 32RS0027-01-2023-003540-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2023 г.                                          г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Петрачковой И.В.,

при секретаре Рождественской И.А.,

с участием представителя истца Егоровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента здравоохранения Брянской области к Шевченко Наталье Алексеевне о взыскании штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Департамент здравоохранения Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что <дата> между Департаментом здравоохранения Брянской области и Шевченко Н.А. заключен договор №... о целевом обучении.

В соответствии с пунктом 1 договора ответчик взяла на себя обязательство освоить образовательную программу по специальности «Лечебное дело» в ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», а Департамент здравоохранения Брянской области - предоставить ответчику меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом.

Подпунктами «а» и «в» п.3 договора установлена обязанность Департамента здравоохранения Брянской области предоставить Шевченко Н.А. в период её обучения меры социальной поддержки: в виде ежемесячной денежной выплаты (стипендии) в размере 20 000 руб. однократно в течение 2-х месяцев после окончания каждого академического курса, а также обеспечения трудоустройства гражданина в ГАУЗ «БКДЦ» в соответствии с полученной квалификацией.

Ответчик со своей стороны, в силу подпункта «з» пункта 5 договора приняла обязательство проработать по полученной специальности не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников в ГАУЗ «БКДЦ».

31 июля 2020 г. Шевченко Н.А. обратилась к истцу с заявлением о расторжении договора о целевом обучении в связи с существенным нарушением его условий со стороны Департамента здравоохранения Брянской области, в котором было указано, что в июле 2020 г. ответчик закончила обучение в Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ.

Письмом от 3 сентября 2020 г. истец предложил ответчику возместить в течение 30 календарных дней расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в размере 80 000 руб., а также штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в общей сумме 160 000 руб.

Платежным поручением от 2 декабря 2020 г. ответчиком была возвращена истцу сумма социальной поддержки в размере 80 000 руб.

В адрес ответчика 29 августа 2022 г. было отправлено повторно письмо с требованием выплатить штраф, однако, до настоящего времени ответчиком денежные средства в сумме 160 000 руб. не перечислены.

На основании изложенного, истец просит суд взыскать с Шевченко Н.А. в пользу Департамента здравоохранения Брянской области штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ей мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству, в размере 160 000 руб.

В судебном заседании представитель истца Департамента здравоохранения Брянской области Егорова Е.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, указывая на то, что в добровольном порядке ответчик не оплатила штраф.

Ответчик Шевченко Н.А. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрении дела заявлений не направила.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Выслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В силу п. 2 ст. 307 ГК РФ, обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в законе.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Правовое регулирование отношений в рамках целевого приема и целевого обучения осуществляется статьей 56 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).

В силу ч. 1 ст. 56 Федерального закона об образовании (в редакции на момент заключения договора между сторонами) организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со ст. 100 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно ч. 4 ст. 56 Федерального закона об образовании, право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в ч. 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с ч. 8 ст. 55 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 7 ст. 56 Федерального закона об образовании (в редакции на момент заключения договора между сторонами), гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

Статьей 82 Федерального закона об образовании предусмотрена подготовка медицинских работников и фармацевтических работников путем реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, к которым относятся: образовательные программы среднего профессионального образования; образовательные программы высшего образования; дополнительные профессиональные программы.

Департамент здравоохранения Брянской области является органом исполнительной власти Брянской области, участвующим в формировании и проведении единой государственной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, мобилизационной подготовки здравоохранения, разработки региональных государственных программ, координации деятельности в этой сфере органов исполнительной власти Брянской области (Указ Губернатора Брянской области от 29 января 2013 г. № 76 «Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения Брянской области»).

Согласно п. 2 Правил заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, утвержденных ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. № 1076 (утратило силу с 30 марта 2019 г.), договор о целевом приеме заключается образовательной организацией с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, заключившими договор о целевом обучении с гражданином.

В соответствии с п.п. 8, 9 указанных Правил договор о целевом обучении заключается органом или организацией с гражданином или обучающимся в простой письменной форме.

Судом установлено, что <дата> между Департаментом здравоохранения Брянской области, как уполномоченным органом в Брянской области в сфере в формирования и проведения единой государственной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, и Шевченко Н.А. (законный представитель Ш.О.) был заключен договор №... о целевом обучении.

В соответствии с п. 1 договора ответчик взяла на себя обязательство освоить образовательную программу по специальности «Лечебное дело» в ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», а Департамент здравоохранения Брянской области - предоставить ответчику меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом.

Подпунктами «а» и «в» п.3 договора установлена обязанность Департамента здравоохранения Брянской области предоставить Шевченко Н.А. в период её обучения меры социальной поддержки: в виде ежемесячной денежной выплаты (стипендии) в размере 20 000 руб. однократно в течение 2-х месяцев после окончания каждого академического курса, а также обеспечения трудоустройства гражданина в ГАУЗ «БКДЦ» в соответствии с полученной квалификацией.

Ответчик со своей стороны, в силу подпункта «з» пункта 5 договора приняла обязательство проработать по полученной специальности не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников в ГАУЗ «БКДЦ».

Подпунктом «е» пункта 5 договора предусмотрена обязанность Шевченко Н.А. возместить Департаменту здравоохранения Брянской области в течение одного месяца расходы, связанные с предоставлением ей мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ей мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором.

Согласно п.6 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 8 договора установлено, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до заключения трудового договора (контракта).

В силу пункта 9 договора основаниями для досрочного прекращения договора являются: отказ организации, осуществляющей образовательную деятельность, в приеме гражданина на целевое место, в том числе, в случае, если гражданин не прошел по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема организацией, осуществляющей образовательную деятельность; неполучение гражданином мер социальной поддержки от Департамента; отчисление гражданина из организации, осуществляющей образовательную деятельность, до окончания срока освоения образовательной программы; наступление и (или) обнаружение обстоятельств (медицинские или иные показания), препятствующих трудоустройству гражданина в организацию.

31 июля 2020 г. Шевченко Н.А. обратилась к истцу с заявлением о расторжении договора о целевом обучении в связи с существенным нарушением его условий со стороны Департамента здравоохранения Брянской области, в котором было указано, что в июле 2020 г. ответчик закончила обучение в Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ.

При этом, судом установлено, что согласно платежным поручениям истцом перечислена денежная сумма в общем размере 80 000 руб. в счет оплаты стипендии Шевченко Н.А. (платежное поручение №... от <дата> на сумму 20 000 руб., №... от <дата> на сумму 20 000 руб., №... от <дата> на сумму 20 000 руб., №... от <дата> на сумму 20 000 руб.).

Письмом от 3 сентября 2020 г. исх. №1-ДЗ-7557 истец предложил ответчику возместить в течение 30 календарных дней расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в размере 80 000 руб., а также штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в общей сумме 160 000 руб.

Платежным поручением №890266 от 2 декабря 2020 г. ответчиком была возвращена истцу сумма социальной поддержки в размере 80 000 руб.

В адрес ответчика 29 августа 2022 г. исх. №1-ДЗ-6190 было отправлено повторно письмо с требованием выплатить штраф, однако, до настоящего времени ответчиком денежные средства в сумме 160 000 руб. не перечислены.

Истец обратился в суд с заявленными исковыми требованиями.

Поскольку между сторонами был заключен договор о целевом обучении, на данные правоотношения распространяются также положения Трудового кодекса РФ, в частности главы 32 об ученическом договоре.

В соответствии со ст. 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.

Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в ст.199 ТК РФ. Так, ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст.205 ТК РФ).

Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (ст. 200 ТК РФ).

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 204 ТК РФ).

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством (ст. 207 ТК РФ).

В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки (ч. 6 ст. 56 Федерального закона об образовании).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, взыскание с работника затрат, понесенных работодателем на его обучение, основывающееся на добровольном и согласованном волеизъявлении работника и работодателя, допускается только в соответствии с общими правилами возмещения ущерба и при условии отсутствия противоречий заключенного договора требованиям действующего трудового законодательства в сфере гарантии трудовых прав работников на повышение квалификации за счет средств работодателя (Определения от 15.07.2010 г. N 1005-О-О, от 24.03.2015 г. N 498-О).

Разрешая заявленные исковые требования о взыскании штрафа, предусмотренного договором о целевом обучении, суд полагает, что поскольку указанный договор является ученическим, его условие о выплате штрафа в силу ст.206 ТК РФ не соответствует требованиям закона, соответственно, является ничтожным и не влечет за собой каких-либо правовых последствий.

В связи с тем, что нормы Трудового кодекса РФ не устанавливают штраф в качестве меры ответственности лица, не исполнившего обязательства по заключенному с работодателем ученическому договору, а штраф является одним из способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств и правила его взыскания урегулированы главой 23 ГК РФ, которые к трудовым отношениям не применимы, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании штрафных санкций являются необоснованными.

Ссылки истца на положения ст. 56 Федерального закона об образовании, действовавшей на момент заключения договора о целевом обучении, предусматривающей помимо возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, выплату штрафа в двукратном размере относительно указанных расходов, суд отклоняет, поскольку, с учетом характера спорных правоотношений, сложившихся между сторонами, регулируемых нормами трудового законодательства, оснований для включения в указанный выше договор условия об уплате штрафа не имелось.

Кроме того, действующая редакция ст. 56 Федерального закона об образовании, а также Постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076», последующее Постановление Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» не содержит обязанности гражданина выплатить организации штраф в связи с несоблюдением условий договора целевого обучения.

При таком положении, принимая во внимание, что штраф, заявленный к взысканию в пользу Департамента здравоохранения Брянской области, не относится к затратам, понесенным работодателем на обучение ответчика, поименованным в ч.2 ст.207 ТК РФ, исковые требования о взыскании с ответчика суммы штрафа удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Департамента здравоохранения Брянской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                 И.В. Петрачкова

Мотивированное решение изготовлено 4 декабря 2023 г.

2-4979/2023 ~ М-2787/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент здравоохранения Брянской области
Ответчики
Шевченко Наталья Алексеевна
Другие
ГАУЗ "БКДЦ"
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Петрачкова Ирина Васильевна
Дело на странице суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2023Передача материалов судье
03.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024Дело оформлено
06.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее