Дело № 92RS0002-01-2023-002380-74
Производство № 2-2831/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2023 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Лактионовой Ю.О.,
при секретаре судебного заседания – Подфигурной В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению В.А.Ю., В.А.М. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма,
установил:
истцы В.А.Ю., В.А.М. обратились в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма на комнату <адрес>.
Требования иска мотивированы тем, что истцы постоянно зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>. Жилое помещение было предоставлено истцу В.А.Ю. в связи с ее трудоустройством и работой в Севастопольской портовой поликлинике (на данный момент – поликлиника № 3 ГБУЗ г. Севастополя «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова). Ордер на руки не выдавался. В соответствии с приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 10.01.2011 № 12 общежитие по <адрес> было передано в коммунальную собственность города и зачислено на баланс коммунального предприятия «Жилсервис-15», которым на имя В.А.Ю. был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием состава семьи, включая сына В.А.М., а также заключен бессрочный договор № от ДД.ММ.ГГГГ пользования жилой площадью в общежитии. После ликвидации коммунальных жилищно-эксплуатационных предприятий Севастопольского городского Совета, здание по <адрес>, в г. Севастополе было передано на обслуживание ГУПС «Управляющая компания «Общежития Севастополя», с которым В.А.Ю. также заключен бессрочный договор № от ДД.ММ.ГГГГ пользования жилой площадью в общежитии. Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» комната № по <адрес> включена в Реестр собственности города Севастополя. Истцы обращались в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», однако им было отказано в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право владения и пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи. Кроме того, решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно представленным в материалы дела, в предоставлении государственной услуги также было отказано в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителями на условиях социального найма, а также в связи с тем, что жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Кроме того, в решении об отказе в предоставлении государственной услуги указано на судебное оспаривание права пользования на жилое помещение.
Полагая, что указанные действия ответчика нарушают жилищные права истцов, последние обратились в суд с данным иском.
Истцы в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, подали заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивают.
Ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.
Департаментом капитального строительства города Севастополя направлены письменные возражения на исковое заявление, в которых против удовлетворения иска ответчик возражает по основаниям, изложенным в отказе в предоставлении государственной услуги.
При таких данных, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и участников процесса.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что место жительства истца В.А.Ю. зарегистрировано по адресу<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампами регистрации места жительства в паспортах гражданина Украины, гражданина Российской Федерации, а также справкой Государственного унитарного предприятия Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ.
Место жительства истца В.А.М. зарегистрировано по адресу: г. Севастополь, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампами регистрации места жительства в паспортах гражданина Украины, гражданина Российской Федерации, а также справкой Государственного унитарного предприятия Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ.
Поквартирная карточка на комнату № по <адрес>, содержит сведения о регистрации В.А.Ю. по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, В.А.М. – с ДД.ММ.ГГГГ, а также содержит отметку о регистрации места жительства истцов на основании ордера, выданного СГП «Атлантика». Одер СГП «Атлантика» в материалы дела не представлен.
ДД.ММ.ГГГГ В.А.Ю. была принята на работу в Севастопольскую портовую поликлинику на должность медсестры поликлиники, уволена ДД.ММ.ГГГГ. В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец также осуществляла трудовую деятельность в Севастопольской портовой поликлинике, Севастопольском морском торговом порту.
ДД.ММ.ГГГГ В.А.Ю. была принята на работу в порядке перевода в государственное предприятие «Администрация морских портов».
В соответствии с приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № общежитие по <адрес> было передано от Севастопольского государственного предприятия «Атлантика» в коммунальную собственность города и зачислено на баланс коммунального предприятия «Жилсервис-15».
Балансодержателем общежития – коммунальным предприятием «Жилсервис-15» на имя В.А.Ю. был выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием состава семьи, включая сына В.А.М.
ДД.ММ.ГГГГ между В.А.Ю. и коммунальным предприятием «Жилсервис-15» был заключен договор № пользования жилой площадью в общежитии на комнату № по <адрес>, без установления срока его действия.
Распоряжением Правительства Севастополя от 26.02.2015 № 89-РП «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» (Приложение № 8) здание по <адрес> было передано на обслуживание государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя».
ДД.ММ.ГГГГ между В.А.Ю. и государственным унитарным предприятием города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» был заключен договор № пользования жилой площадью в общежитии на комнату № по <адрес>, без установления срока его действия.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» комната № по <адрес>, включена в Реестр собственности города Севастополя.
В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденным приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27.09.2016 № 131-а/2016, истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением № о предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма на занимаемое жилое помещение – комнату № по <адрес>.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № № в предоставлении государственной услуги было отказано в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право владения и пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, решение о предоставлении жилого помещения, ордер или копия ордера, заверенная надлежащим образом, договор об обмене жилыми помещениями и их копии).
ДД.ММ.ГГГГ к материалам дела было дополнительно приобщено решение Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» по заявлению истцов от ДД.ММ.ГГГГ №.
В предоставлении государственной услуги было отказано по основаниям не предоставления пакета документов, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента, утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 20.01.2023 № 7-а/2023: документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителями на условиях социального найма, в том числе надлежащим заверенная копия ордера или выписки из решения органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения (не заверен должным образом); копии паспортов В.А.Ю., В.А.М. не заверены должным образом.
Кроме того, в качестве оснований для отказа в предоставлении государственной услуги Департаментом капитального строительство города Севастополя указано следующее.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 01.04.2021 № 1675-РДИ «О закреплении недвижимого имущества – жилых помещений (комнат, квартир), включенных в Реестр собственности города Севастополя как имущество казны и расположенных в зданиях общежитий города Севастополя, за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» на праве оперативного управления» жилое помещение передано в оперативное управление Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Городская служба жилищного фонда».
Заключение договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит статьям 92, 94, 100 Жилищного кодекса российской Федерации, в соответствии с которыми жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы гражданам во временное пользование на условиях договора найма специализированных жилых помещений.
Договор социального найма может быть заключен на условиях бессрочного пользования жилыми помещениями жилищного фонда социального использования (статьи 6, 7 Закона Севастополя от 15.05.2015 № 137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя»), к которому общежития, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, не относятся.
В связи с чем, Департамент капитального строительства города Севастополя полагает отсутствие у него полномочий по распоряжению комнатой № по <адрес> и оснований для заключения договора социального найма с истцами.
Таким образом, на момент рассмотрения данного дела судом право пользования истцов спорным жилым помещениям на условиях социального найма Департаментом капитального строительства города Севастополя не признано по причине отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду города.
Вместе с тем, согласно ч. ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что право пользования спорным жилым помещением возникло у истцов на законных основаниях, в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством, в бессрочное пользование.
В соответствии со ст. 58 Жилищного кодекса Украины, действовавшего на момент предоставления жилого помещения, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 указанного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа.
Согласно пунктам 1, 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов. К специализированному жилищному фонду относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 ЖК РФ жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу прямого запрета, установленного пунктом 3 статьи 92 ЖК РФ, специализированное жилое помещение не может быть предоставлено гражданам по договору социального найма.
Материалы дела не содержат и ответчиком не предоставлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями части 2 статьи 92 ЖК РФ.
То обстоятельство, что после 18 марта 2014 года предмет спора был отнесен к государственной собственности города Севастополя, фактический статус жилого помещения не изменило и на ранее возникшие отношения не повлияло.
В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, комната № по <адрес>-<адрес>, которую истцы с момента вселения фактически занимали на условиях социального найма, включению в специализированный жилищный фонд не подлежит.
Сам по себе факт включения спорного жилого помещения в Реестр собственности города Севастополя на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в качестве общежития, не свидетельствует о его включении в специализированный жилищный фонд.
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
При таких данных, отказ Департамента капитального строительства города Севастополя по формализованным основаниям (не предоставлением заявителями полного пакета документов) сам по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, ввиду наличия предмета спора и предоставления заявителями документов, подтверждающих законность вселения в жилое помещение, суду.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление В.А.Ю., В.А.М. удовлетворить.
Признать за В.А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, В.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования на условиях социального найма жилым помещением – комнатой № по <адрес>.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с В.А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма жилого помещения – комнаты № по <адрес>, включить в указанный договор в качестве члена семьи сына В.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 04.08.2023.
Судья
Гагаринского районного суда
города Севастополя Ю.О. Лактионова