Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1986/2022 ~ М-1354/2022 от 30.06.2022

Дело № 2-1986/2022

24RS0016-01-2022-002123-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года                                                                                            г. Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Кызласовой Т.В.,

при помощнике судьи Потебня А.В.,

с участием помощника прокурора – Себельдина И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора ЗАТО г. Железногорск, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» о возложении обязанности разместить на входе в образовательную организацию вывески с названием организации,

УСТАНОВИЛ:

    Заместитель прокурора ЗАТО г. Железногорск, действующего в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным иском о возложении обязанности на МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» разместить на входе в образовательную организацию вывески с названием организации, графиком ее работы, плана здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой города проведена проверка МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» законодательства в сфере охраны прав и свобод детей – инвалидов, по результатам которой выявлены существенные нарушения федерального законодательства. Проверкой установлении, что на входе в здание школы отсутствует дублирование вышеуказанной информации для детей-инвалидов, что ущемляет их права на получение равного доступа к деятельности образовательного учреждения, предоставления им образовательных услуг. В целях устранения выявленных нарушений 22.04.2022 г. в адрес директора общеобразовательного учреждения вынесено представление, и до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

    Просит обязать МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» с учетом уточнения исковых требований в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание общеобразовательного учреждения вывеской планами зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

    В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнения, настаивает на их удовлетворении.

    Представитель ответчика – МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» Лесняк В.А., исковые требования признал, просил увеличить срок устранения недостатков.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МКУ «Управление образования» Булгина Е.А. – принятие решения по данному делу оставляет на усмотрения суда, однако просила увеличить сроки необходимые для устранения выявленных недостатков, с учетом требуемого времени на поиски исполнителя, заключение контракта на изготовление и поставку таблички и его исполнение.

    Изучив позицию сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

    Согласно ч. 1, 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

    Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

    Как было установлено в судебном заседании, заместитель прокурора обратился в суд с заявлением о защите прав неопределенного круга лиц, с целью пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц, защиты социальных гарантий граждан с ограниченными возможностями, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявлено подано обосновано.

    Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

    В соответствии со ст. ст. 2, 17, 20, 37, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является обязанностью государства.

    Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

    Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605. В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц.

    В силу пп. "а" п. 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

    Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минстроя Российской Федерации от 14.11.2016 N 798/пр.

    В соответствии со статьей 19 ФЗ № 181 "О социальной защите инвалидов" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

    Согласно статье 79 ФЗ № 273 " Об образовании в Российской Федерации" в образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 ФЗ N 273).

    Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309. Приказ вступил в силу с 1 января 2016 года.

    Порядок предусматривает обязанности по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций.

    Согласно п. п. 3, 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

    Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

    Судом установлено, что на основании решения заместителя прокурора ЗАТО г. Железногорск от 21.04.2022 прокуратурой города проведена проверка МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» законодательства в сфере охраны прав и свобод детей – инвалидов, по результатам которой выявлены существенные нарушения федерального законодательства. Проверкой установлении, что на входе в здание школы отсутствует дублирование вышеуказанной информации для детей-инвалидов, что ущемляет их права на получение равного доступа к деятельности образовательного учреждения, предоставления им образовательных услуг. В целях устранения выявленных нарушений 22.04.2022 г. в адрес директора общеобразовательного учреждения вынесено представление, и до настоящего времени указанные нарушения не устранены.

    Как следует из сообщения директора МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» на требование заместителя прокурора ЗАТО г. Железногорск от 24.05.2022 в зданиях образовательных организаций информационных вывесок с названием организаций, графиком работы, плана зданий, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне – нет, в связи с тем что в МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» отсутствуют дети – инвалиды, имеющие расстройства функции зрения.

    Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» является юридическим лицом, учредителем является администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края. К основным видам деятельности относится образование среднее общее.

    Таким образом, судом установлено, что в МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» допущены нарушения законодательства о социальных гарантиях граждан с ограниченными возможностями, в то числе препятствующих получению услуг в сфере образования и использовании объектов наравне с другими лицами.

    Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными сторонами в условиях состязательности процесса в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ доказательствами, принимая во внимание указанные выше законы и нормативные акты, позицию ответчика, третьего лица и учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении информационной вывески с планом здания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, граждан с ограниченными возможностями, суд признает иск прокурора с учетом уточнения законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Требования Заместитель прокурора ЗАТО г. Железногорск не ущемляют самостоятельности МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева», а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

    Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Поскольку исковые требования прокурора, удовлетворенные судом, связаны с защитой нарушенного права неопределенного круга лиц, то он освобождается от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, а государственная пошлина, от уплаты которой не освобожден ответчик, подлежит взысканию с ответчика МАОУ «Лицей №102 имени академика М.А. Решетнева» на основании части 1 ст. 103 ГПК РФ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ №102 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ №102 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                        ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2022 ░.

2-1986/2022 ~ М-1354/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор ЗАТО г. Железногорск Красноярского края
Ответчики
МБОУ "Лицей № 102"
Другие
МКУ "Управление образования"
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Кызласова Татьяна Валерьевна
Дело на сайте суда
gelgor--krk.sudrf.ru
30.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2022Передача материалов судье
01.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.08.2022Предварительное судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
07.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее