Дело № 5-7/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
19 марта 2019 года г. Болгар РТ
Судья Спасского районного суда Республики Татарстан Латыпова Г.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Наумова В.Н. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Украинской ССР, гражданина Республики Украина, состоящего в фактических брачных отношениях, проживающего без регистрации по адресу: <адрес>, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Наумов В.Н., являясь гражданином Украины, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на миграционном учете по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ находится на территории Российской Федерации (<адрес>) без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации. Таким образом, Наумов В.Н. совершил нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания.
Наумов В.Н., которому были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт проживания в Российской Федерации без документов, подтверждающих его право на проживание, подтвердил. При этом пояснил, что он имеет гражданство Украины, где проживал на территории <адрес>. В <адрес> Республики Татарстан он прибыл к своему отцу Наумову Н.К., который имел гражданство Российской Федерации и умер ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ он состоял на миграционном учете по адресу: <адрес>, больше разрешение на проживание в России он не оформлял, однако продолжает проживать вместе с гражданской женой в <адрес> в <адрес>, принадлежавшем его отцу. Вернуться в <адрес> он не имеет возможности из-за военных действий, поскольку опасается за свою жизнь. Кроме того, в случае его выдворения он утратит связь с женой и их общим ребенком. Свою вину в совершении правонарушения он признаёт полностью, раскаивается, просит не выдворять его за пределы Российской Федерации.
Начальник миграционного отдела МВД России по <адрес> Файзулгатова Е.А. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов в ходе проверки документов по адресу: <адрес>, установлен факт нарушения режима пребывания в Российской Федерации гражданином Украины Наумовым В.Н., выразившийся в отсутствии у него документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определенного срока пребывания. Наумов В.Н. прибыл в Россию, а именно в <адрес> Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на миграционном учете по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Наумов В.Н. проживает без постановки на миграционный учет по адресу: <адрес>. Своими действиями Наумов В.Н. нарушил требования Федерального Закона № 115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и часть 1 статьи 11, части 1, 2 статьи 20 и статью 22 Федерального Закона № 109-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства РФ".
Положениями части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
Согласно статье 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 5 данного Закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выслушав Наумова В.Н., начальника миграционного отдела МВД России по <адрес> Файзулгатову Е.А., исследовав материалы дела, нахожу, что вина Наумова В.Н. в нарушении режима пребывания в Российской Федерации, выразившегося в отсутствии у него документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания установлена и подтверждается объяснениями самого Наумова В.Н., должностного лица Файзулгатовой Е.А., а также протоколом об административном правонарушении, паспортом гражданина Украины, выданным Наумову В.Н., уведомлением о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, миграционной картой, досье иностранного гражданина. Его действия следует квалифицировать по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению определённого срока пребывания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, ДД.ММ.ГГГГ) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Наумова В.Н. на уважение личной и семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и др.).
Кроме того, согласно международным стандартам прав человека принцип невыдворения налагает на государство обязанность воздерживаться от возвращения лиц в юрисдикцию, в которой они могут подвергнуться серьезным нарушениям прав человека, в частности произвольному лишению жизни или пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Принцип невыдворения является неотъемлимым элементом процедуры убежища и системы международной защиты беженцев.
Таким образом, государство не может заставить человека вернуться на территорию, где он или она может подвергнуться преследованиям, в том числе и по политическим мотивам.
Также прямое положение о невыдворении содержит статья 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В настоящее время общеизвестным фактом является политически не стабильная обстановка на территории Украины и осуществление преследования нынешними властями лиц по политическим убеждениям, лояльно относящихся к Российской Федерации и проводимой ею международной политики, а также ведение боевых действий на востоке Украины в Луганской и Донецкой областях, объявление мобилизации граждан Украины в вооруженные силы Украины для осуществления военных действий на востоке страны, что может свидетельствовать о наличии угрозы жизни и здоровью Наумова В.Н..
Обстоятельств, отягчающих ответственность Наумова В.Н., не установлено.
Наумов В.Н. вину признал, раскаялся в содеянном, впервые привлекается к административной ответственности, что следует признать обстоятельствами смягчающими его ответственность.
Учитывая характер совершённого Наумовым В.Н. административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, наличие смягчающих обстоятельств, считаю законным и обоснованным назначить ему наказание в виде административного штрафа. При этом, с учётом перечисленных выше обстоятельств, принимая во внимание выраженную в упомянутых Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, учитывая положения статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также практику Европейского Суда по правам человека, прихожу к выводу, что в назначении Наумову В.Н. наказания в виде административного выдворения не имеется.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Наумова В.Н. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть его наказанию в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Взысканная сумма подлежит перечислению на расчетный счет – № в Отделение – НБ <адрес>, КБК – №, ИНН – №, КПП – №, БИК – №, ОКТМО №, УИН № получатель УФК по РТ (МВД по РТ).
В силу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Латыпова Г.З.
Копия верна: Латыпова Г.З.