Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года п.г.т. Октябрьское
Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Феденкова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО2,
с участием ст.помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО1 Юнус кызы к отделению Социального фонда РФ по ХМАО – Югре и клиентской службе (на правах отдела) Пенсионного фонда России в <адрес> о признании незаконным решения отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО - Югре и взыскании расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Октябрьский районный суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО1 к отделению Социального фонда РФ по ХМАО – Югре и клиентской службы (на правах отдела) Пенсионного фонда России в <адрес> о признании незаконным решения отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ №_1-5 в части отказа в выплате компенсации в виде возмещения произведенных расходов на оплату стоимости проезда по маршрутам: <адрес>
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.
ФИО1, представители ответчика - отделения Социального фонда РФ по ХМАО – Югре и клиентской службы (на правах отдела) Пенсионного фонда России в <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д. 73-77), ходатайств не заявили.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
На лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях распространяется действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее по тексту - Закон №).
В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
Статьей 34 Закона № установлено, что пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и, являющимся получателями страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, один раз в два года осуществляется компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Правила).
Пунктом 1 Правил определяется порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) к месту отдыха и обратно.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с п.п. «б» п. 3 Правил компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МФЦ, расположенный в г.<адрес>, с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ХМАО Югре (далее по тексту - Отделение) о компенсации возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в порядке, предусмотренном Законом РФ № (л.д. 31-33).
Согласно указанному заявлению, местом отдыха ФИО1 является <адрес> Республика.
В судебном заседании также установлено, что ФИО1 является неработающим пенсионером, получателем пенсии и проживает в г.<адрес>а ХМАО-Югры, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д. 10-25).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осуществила выезд к месту отдыха в <адрес> Республика обратно по следующему маршруту: Приобье-Сургут-Баку-Сургут-Приобье. Общие расходы на проезд на автомобильном транспорте (автобусе) по маршруту Приобье-Сургут, Сургут-Приобье составили 4 800 рублей 00 копеек. Из них стоимость проезда ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Приобье-Сургут - 2400 рублей 00 копеек - билет серия БО № (л.д. 34) и ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Сургут-Приобье - 2400 рублей 00 копеек -билет серия БО № (л.д. 39)
Решением Отделения от ДД.ММ.ГГГГ №_1-5 ФИО1 отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршрутам: Приобье-Сургут, Сургут-Приобье, отказано по причине несоответствия проездных билетов установленным законом требованиям (л.д. 40-41).
В соответствии с п.п. «д» п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее по тексту - Федерального закона № 259-ФЗ) заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона № 259-ФЗ обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Правила перевозок).
В силу п. 28 Правил перевозок билет должен содержать обязательные реквизиты согласно Приложению №.
В соответствии с п. 1 указанного Приложения разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления относится к типу билета №.
Пунктом 2 Правил перевозок установлено, что билет типа № должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; зона действия билета; дата отправления; время отправления; дата прибытия; время прибытия; место; сумма; дата продажи билета; время продажи билета.
По мнению истца, несоблюдение перевозчиком требований, предъявляемых к форме и содержанию билета на проезд в междугороднем сообщении, не зависит от пассажира, соответственно не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность возмещения пенсионеру фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В противном случае не достигается цель введения такой компенсации в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав пенсионера на отдых и на охрану здоровья
Истолкование действующих норм, как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно по причине несоответствия проездных билетов установленным законом требованиям не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований ст.ст. 19, 27, 39, 45 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению данного права пенсионеров.
Суд соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на логике закона, обоснованы и подтверждены материалами дела, решение Отделения от ДД.ММ.ГГГГ №_1-5 о предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, является частично незаконным и нарушает социальные права и законные интересы пенсионера, поэтому иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
В силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Правовое положение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона № 236-ФЗ).
Из положений ч. 20 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ следует, что Фонд, территориальные органы Фонда, обособленные подразделения Фонда, подведомственные Фонду учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Из положений ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ следует, что Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения; Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п.1 ст.239 Кодекса.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации.
При этом, пунктом 25 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации признан утратившим силу п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», которым разъяснялось, что Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам, которые в силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Учитывая положения действующего законодательства и разъяснения по их применению, суд приходит к выводу о том, что территориальные органы Социального фонда РФ в настоящее время освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд и, как государственный орган Российской Федерации, не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.
В связи с чем, на основании положений ч.4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что в настоящем деле стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные издержки возмещаются за счет средств местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ – ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №_1-5 ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░