Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1578/2023 ~ М-1202/2023 от 02.08.2023

УИД№ 42RS0033-01-2023-002039-25

(№ 2-1578/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Прокопьевск                                                                                  21 сентября 2023 года

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Буланой А.А.,

при секретаре Волгиной К.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Венкова ФИО6 к администрации г. Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты.

Требованиямотивирует тем, что он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, собственником которого является его отец ФИО13 на основании договора купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в администрацию <адрес> за предоставлением социальной выплаты, ему было отказано, так как его дом не обследовался.

Просит суд обязать администрацию <адрес> включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова» и обязать администрацию <адрес> заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам вприобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшегоне пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова».

Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представив письменные возражения, согласно которым в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме, в связи с тем, что истец не является собственником спорного дома. Право собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано.

Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, представив письменный отзыв (л.д.39-40), в котором указывает, что истцы не значатся в списке граждан, входящем в состав проекта ликвидации ООО «Шахта им. Ворошилова». Обследование научно-исследовательской организацией о степени влияния горных работ на состояние дома по <адрес> не проводилось, в связи с чем, оснований для отнесения дома к категории домов, ставших в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, отсутствуют.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

    Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

    Также согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

    В силу положений статей 55, 68 Гражданского процессуального кодекса РФ объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

    В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.

    Согласно Федеральному закону от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    В соответствии со статьей 2 указанного закона законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горячих сланцев) в целях создания эффективно функционирующих организаций по добыче (переработке) угля (горячих сланцев) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    Согласно статье 5 названного Закона Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации (пункт 3). Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (пункт 2).

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» в Перечень мероприятий входит реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольны; (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила), которыми в пункте 5 предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации, втомчисле, следующихмероприятий: снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область);содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (подпункты а,б).

    В соответствии с пунктом 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

    Пунктом 12 Правил установлено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

    Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте, путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

    Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

    Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

        Суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности, поскольку Конституционные цели социальной политики РФ предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

В судебном заседании установлено, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи дома (части дома) является ФИО14 (л.д.7-8).

Согласно справке нотариуса Прокопьевского нотариального округа <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ заведено наследственное дело к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ его отца ФИО12. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Венков В.В. является единственным наследником, обратившимся к нотариусу.

В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).

Таким образом, установлено, что истец Венков В.В. является наследником ФИО11 (собственника спорного дома), а соответственно, и собственником жилого дома по <адрес> в порядке наследования.

Истец Венков В.В. зарегистрирован в жилом доме по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.

Как следует из информации, представленной администрацией <адрес>, по результатам инвентаризации жилищного фонда, расположенного на территории горных отводов убыточных шахт, находящихся в частной собственности: им. Ворошилова, им. Дзержинского, «Зенковская», «Красногорская», «Коксовая-2», «Тырганская», «Зиминка», проведенной в 2013 году шахтами и БТИ, и экспертных обследований СФ ОАО ВНИМИ <адрес> в 2015 году Министерством энергетики Российской Федерации утверждена Комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска и Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий, <адрес> программу, так как отсутствует в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ <адрес> «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 1410 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта Красногорская» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» (л.д.34).

Согласно дополнению от ДД.ММ.ГГГГ /з к заключению от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ <адрес> «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и рекомендации о возможности его сохранения ли сноса» физический износ жилого дома по адресу: <адрес> составляет 65%. Причиной ветхого состояния данного дома является комплекс влияющих факторов. Однако основным факторомявляютсягорные работы ООО «Шахта им. Ворошилова, так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхностипревышают допустимые значения. Жилой дом по <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова», так как горизонтальные деформации земной поверхностипревышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих. Жилой дом по <адрес> не подлежит повторному заселению, после переселения жителей, дом должен быть разобран (л.д.39-45).

Таким образом, суд приходит к выводу, что дом по адресу:<адрес>-Кузбасс, <адрес> подлежит сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».

Как указано выше, в соответствии с пунктом 8 Правил социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Изложенные в Постановлении Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ, при этом данным постановлением не предусмотрено в качестве одного из оснований для включения в список граждан, подлежащих переселению, признание дома ветхим на дату принятия решения о ликвидации шахты.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия собственником решения о ликвидации шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

Таким образом, данные социальные выплаты не направлены на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении, а имеют своей целью компенсацию со стороны государства утраченного ветхого жилья, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.

При этом размер социальных выплат, причитающихся лицам, имеющим право на их получение, рассчитывается исходя из количества лиц, проживающих в ветхом жилом помещении.

Исходя из толкования указанных норм права, усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

К числу таких условий, относятся, в частности, постоянное проживание совместно с собственником жилья граждан, являющихся членами его семьи, зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным.

При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, имеющимся в общем доступе на сайте ФНС России решение о ликвидации ООО «Шахта им. Ворошилова» было зарегистрировано в ЕГРЮЛ 25 апреля 2007 года, деятельность общества прекращена 20 января 2015 года в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Таким образом, решение о ликвидации угольного предприятия ООО «Шахта им. Ворошилова» было принято 25 апреля 2007 года, реализация решения о поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья в городах Прокопьевск, Киселевск и Анжеро-Судженск принимались 16 мая 2013 года.

Заключение СФ ОАО ВНИМИ «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» составлено ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что право у гражданина на получение социальной выплаты возникло после принятия решения о ликвидации ООО «Шахта им. Ворошилова» и может им быть реализовано после составления заключения СФ ОАО «ВНИМИ» (июнь 2013 года).

Пунктами 6, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ         предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (<адрес>), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

По смыслу указанных Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящегося в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и быть зарегистрированным в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат.

Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.

Согласно представленной выписке из ЕГРН, справке ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» филиал БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа истец иных жилых помещений в собственности не имеют.

Поскольку истец Венков В.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, был зарегистрирован в жилом доме как на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия, так и на момент составления администрацией <адрес> списка граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» (ДД.ММ.ГГГГ), и зарегистрирован в нем по настоящее время, иного жилого помещения неимеет, поэтому он подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда.

Кроме того, как указано выше, основанием для уточнения списка граждан, подлежащих переселению является проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.

Доводы ответчика о том, что оснований для включения истца в список граждан, подлежащих переселению не имеется с учетом того, что право собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано и что в соответствии с пунктом 1 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что проживающий в жилом помещении дает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления в месячный срок, судом не принимаются во внимание, поскольку совокупность условий, в частности, признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права истца на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость истца, проживающего в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченном иным жильем, при которых истец вправе получить социальную выплату, предусмотренную вышеприведенными нормами материального права, соблюдена.

На основании изложенного, а также с учетом того, что поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, требования истца о заключении с ним договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Венкова ФИО15 к администрации <адрес> о включении в список граждан, подлежащих переселению, предоставлении социальной выплатыудовлетворить.

Обязать администрацию города Прокопьевска включить Венкова ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес> ( в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».

Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Венковым ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ, уроженцем <адрес> договор опредоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через суд, вынесший решение, т.е. Центральный районный суд гор. Прокопьевска Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья            (подпись)                                                                                             А.А. Буланая

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 27.09.2023

Судья            (подпись)                                                                                             А.А. Буланая

Подлинный документ подшит в деле УИД№ 42RS0033-01-2023-002039-25(№ 2-1578/2023)Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области

2-1578/2023 ~ М-1202/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Венков Виктор Владимирович
Ответчики
Администрация города Прокопьевска
Другие
Министерство энергетики Российской Федерации
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области
Судья
Буланая А.А.- Председатель суда
Дело на странице суда
centr--kmr.sudrf.ru
02.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2023Подготовка дела (собеседование)
22.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2023Дело оформлено
20.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее