Дело № 12–48/2022
18RS0023-01-2022-001365-57
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 июля 2022 года г. Сарапул
Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Кужбаева А.Р.,
при секретаре Горбуновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Румянцева <данные изъяты> на постановление № 18810018210001868757 от 7 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12. 7 КоАП РФ, состоявшимся в отношении Румянцева <данные изъяты>,
установил:
постановлением заместителем начальника ОГИБДД «Сарапульский» от 07.04.2022 Румянцев А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Румянцев А.В., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду того, что водительское удостоверение, имеющееся у Румянцева А.В. при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, выдано государством Эстония, в соответствии с положениями Венской конвенции о Дорожном Движении от 08.11.1968, соответственно имел право управлять транспортное средство используя водительское удостоверение иного государства.
Румянцев А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Защитник Румянцева А.В. адвокат Захаров С.А. суду пояснил, что Румянцев А.В. извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть в его отсутствие. Также поддержал доводы жалобы по основаниям, указанным в ней и в ранее состоявшихся судебных заседаниях. Он полагает, что управление транспортным средством Румянцевым А.В. на основании водительского удостоверения, выданного в Эстонии, является правомерным. Румянцев А.В. является также гражданином Эстонии, может покинуть территорию Российской Федерации и вернуться в Эстонию.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав, защитника Румянцева А.В. адвоката Захарова С.А., судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ административным правонарушением признаётся управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), за что предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как следует из правовых разъяснений, приведённых в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела усматривается, что Румянцев А.В. 02.04.2022 в 20.50 часов, находясь по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Советская, д. 28А в нарушение требований п. 2.1.1 Правил дорожного движения управлял транспортным средством HYUNDAI SANTAFE, государственный регистрационный знак К460ОТ регион 18, не имея на то права управления.
Факт совершения Румянцевым А.В. административного правонарушения подтверждается: протоколом 18 АН № 0903034 об административном правонарушении от 02.04.2022; протоколом 18 АА № 0350080 об отстранении от управления транспортным средством; постановлением по делу об административном правонарушении № 18810018210001868757 от 07.04.2022.
Рассматривая довод жалобы Румянцева А.В., прихожу к следующему выводу.
Согласно п. 12 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) и Правила дорожного движения не устанавливают разделения лиц для допуска к управлению транспортными средствами на граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства. Лица, постоянно или временно проживающие либо пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений. Исключением предусмотрено осуществление гражданами, имеющими иностранные водительские удостоверения, предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Указанный Закон не предусматривает обязанности лиц, в том числе граждан Российской Федерации, осуществлять обмен иностранных национальных или международных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения раньше срока их действия, установленного для российских водительских удостоверений - 10 лет.
В соответствии со ст. 41 Конвенции о дорожном движении (Заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г., далее - Конвенция) страны - ее участницы, в том числе и Россия, признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее ее требованиям, действительным на своей территории для управления транспортным средством при условии легитимности его получения. Положения Конвенции не содержат запрет на признание иностранного водительского удостоверения после момента, когда территория одной из договаривающихся сторон становится обычным местом жительства его владельца.
В ходе производства по делу установлено, что на момент привлечения Румянцева А.В. к административной ответственности Румянцев А.В. имел водительское удостоверению <данные изъяты>.
Из представленной копии водительского удостоверения, с надлежащим образом заверенным переводом Румянцева А.В., усматривается, что водительское удостоверение Румянцева А.В. выдано ему в Эстонии ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которых продлен с 27.10.2017 по 26.10.2027
Также Румянцевым А.В. предоставлена копия письма МО МВД России «Сарапульский», в котором указано, что обмен иностранного национального водительского удостоверения производится по результатам проведения экзаменов на право управления транспортным средством, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 25 Федерального закона № 196-ФЗ лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 данной статьи.
Согласно подпункта "b" пункта 2 статьи 41 Конвенции государства-участники признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к Конвенции.
В силу приведенных норм, управление в Российской Федерации транспортными средствами при наличии иностранного национального водительского удостоверения допустимо для лиц, временно пребывающих на ее территории.
Вместе с тем Румянцев А.В. приобрел гражданство 23.06.2016, что следует из ответа, предоставленного МО МВД России «Сарапульский» (форма 1П).
ДД.ММ.ГГГГ ему МО УФМС России по Удмуртской Республике в г. Сарапуле выдан паспорт серии <данные изъяты>.
Положения приведенных выше правовых норм, позволяющие управлять в Российской Федерации транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения, в отношении Румянцева А.В. неприменимы, поскольку распространяются на временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан.
Более того, пунктом 7 Конвенции предусмотрено, что положения статьи 41 Конвенции не обязывают Договаривающиеся Стороны:
a) признавать действительными национальные или международные водительские удостоверения, выданные на территории другого государства лицам, которые имели на их территории обычное местожительство в момент выдачи этого водительского удостоверения или которые перенесли свое обычное местожительство на их территорию после выдачи этого удостоверения;
b) признавать действительность вышеуказанных водительских удостоверений, выданных водителям, обычное местожительство которых в момент выдачи удостоверений находилось не на территории, где были выданы удостоверения, или которые перенесли свое местожительство после выдачи удостоверений на другую территорию.
При таких обстоятельствах лицо, ставшее гражданином Российской Федерации, не вправе управлять транспортным средством на основании водительского удостоверения, выданного в государстве, гражданином которого он ранее являлся (национального водительского удостоверения).
Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2017 № 38-АД18-8, а также в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2020 № 31-АД20-6.
Довод защитника о том, что Румянцев А.В. является также гражданином Эстонии и он может покинуть территорию Российской Федерации и вернуться в Эстонию, не опровергает законность вынесенного постановления, поскольку получение водительского удостоверения на территории Российской Федерации, не прекращает действие водительского удостоверения, выданного на территории Эстонии.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения не имелось.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ - административное наказание является государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ - административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, Румянцева А.В. по делу не установлены.
Румянцеву А.В. назначено наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела, в связи с чем является справедливым и снижению не подлежит.
Порядок и срок давности привлечения Румянцева А.В. к административной ответственности не нарушены.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения (п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника ОГИБДД «Сарапульский» № 18810018210001868757 от 07.04.2022 подлежит оставлению без изменения, а жалоба Румянцева А.В. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление заместителя начальника ОГИБДД «Сарапульский» № 18810018210001868757 от 7 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ, состоявшимся в отношении Румянцева Александра <данные изъяты>, оставить без изменения, жалобу Румянцева <данные изъяты> – без удовлетворена.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Р. Кужбаева