24RS0054-01-2023-001144-10
№ 2-214/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 марта 2024 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,
при секретаре Васиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вовелонской ФИО13 к Отделению судебных приставов по Ужурскому району Красноярского края Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, Федеральной службе судебных приставов о возмещении ущерба, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что в отношении нее в ОСП по Ужурскому району ГУФССП России по Красноярскому краю находятся на исполнении 4 исполнительных производства: № от 21.07.2023, №-ИП от 19.04.2023, №-ИП от 13.02.2023, №-ИП. На имя начальника отделения- старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ФИО4 ею было подано заявление о сохранении доходов в размере прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, при взыскании по указанным исполнительным производствам. К заявлению были приложены сведения, подтверждающие личность заявителя, а также сведения, подтверждающие наличие дохода и основание выплат, а также сведения об удержаниях по исполнительным производствам. Данное заявление было получено ОСП по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП <адрес> ФИО12. было вынесено постановление, которым было удовлетворено заявление Вовелонской ФИО14, в рамках исполнительного производства №-ИП от 19.04.2023 года. Однако, в данном постановлении не разъяснен порядок принудительного исполнения решения суда, а именно, Белозёровой К.А. не было прямо указано сохранить прожиточный минимум, для соответствующей социально-демографической группы населения при взыскании по указанным исполнительным производствам. Ее единственным доходом является пенсия, соответственно, территориальное подразделение СФР, осуществляющее регулярные денежные выплаты, удерживает с ее пенсии ежемесячно денежные средства в размере 50%, от положенной пенсионной выплаты, а данное постановление от 29.05.2023 года не было направлено для исполнения в соответствующее территориальное отделение СФР по Красноярскому краю. Таким образом, полагает, что нарушены ее права как гражданина-должника ввиду того, что ни отделением СФР, ни ПАО Сбербанк не было принято к исполнению постановление ФИО15. «об удовлетворении заявления» ФИО1. До сегодняшнего дня с ее доходов удерживается 50% от начисленных выплат, что существенно сказывается на ее финансовом положении, учитывая, что размер доходов после удержаний, значительно ниже установленного прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения. Вынесенное постановление от 29.05.2023 получено ею посредством сервиса ЕСИА Госуслуги (ЕГПУ) лишь 22.08.2023 года, а соответственно, по истечении трех месяцев со дня его вынесения, что противоречит ФЗ «Об исполнительном производстве», которым, в свою очередь, определено, что направление судебным приставом-исполнителем, актов, вынесенных в рамках исполнительного производства, должно осуществляться не позднее, чем на следующий день, со дня вынесения соответствующего постановления. По остальным исполнительным производствам, возбужденным в отношении нее, не было вынесено соответствующих постановлений о сохранении доходов в размере прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения. Она обратилась с жалобой на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Ужурскому району ФИО16. от 29.05.2023 к прокурору Красноярского края, также копию данной жалобы направила руководителю ГУФССП России по Красноярскому краю - главному судебному приставу ФИО5 Прокуратура Красноярского края направила ее обращение для рассмотрения в прокуратуру <адрес>, по результатам рассмотрения обращения, прокуратура <адрес> сообщила, что имеются основания для внесения представления в адрес ГУФССП России по <адрес>. В постановлении, вопреки требования закона, не указаны основания принятого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты, не указано существо заявленного ходатайства, а также не указано решение, принятое на основании ходатайства, а лишь указано «заявление (ходатайство) Вовелонской ФИО17 удовлетворить». Считает, постановление об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства) от ДД.ММ.ГГГГ б/н незаконным, поскольку оно противоречит пунктам 6, 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушает права и законные интересы истца. Жалоба в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу на постановление пристава от ДД.ММ.ГГГГ подавалась в августе 2023 года. Несмотря на это, судебный пристав-исполнитель продолжает удерживать по настоящий момент сумму 50% с ее пенсии, причиняя незаконными действиями моральный и материальный ущерб. Страховая пенсия по старости назначена ей в размере 10845 рублей 61 копейка, указанная сумма меньше прожиточного минимума по региону, на руки после удержаний она получает пенсию в размере 5422 рубля 80 копеек, на такую сумму прожить невозможно. В результате незаконных действий судебного пристава ей причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях по поводу лишения ее 50% от суммы пенсии, вынужденного обращения в инстанции, потере личного времени и невозможностью пользоваться суммой пенсии, которая меньше прожиточного минимума. А также вызвали физические и нравственные переживания, выразившиеся в ухудшении здоровья, она очень расстраивается, на этом фоне у нее появились головные боли, постоянно поднимается давление, пропал сон. Появилось чувство унижения и неполноценности. На основании изложенного, истец просит взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов в ее пользу причиненный ей вред в размере удержанных за период с июня 2023 года по октябрь 2023 года с ее пенсии денежных средств в сумме 27114 рублей, моральный вред в сумме 50000 рублей.
Определением суда от 11.01.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОСФР по Красноярскому краю.
Истец Вовелонская Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно телефонограмме от 15.03.2024 Вовелонская Т.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители ответчиков ОСП по Ужурскому району Красноярского края ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю, ФССП России, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От Врио начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Ужурскому району ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО6 в суд поступили возражения на исковое заявление, согласно которым полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. По исполнительному производству №-ИП возбужденному 19.04.2023 на основании исполнительной надписи нотариуса №У-0000338204 от 15.04.2023, выданной нотариусом ФИО7 о взыскании задолженности с ФИО1 в пользу ПАО Сбербанк России в размере 112222,13 рублей, судебным приставом-исполнителем не допущены нарушения законодательства. 22.05.2023 поступило заявление от должника о сохранении прожиточного минимума, 29.05.2023 в рамках сводного исполнительного производства №-СД направлено постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума в Фонд пенсионного и социального страхования РФ. Заявления, обращения, ходатайства или жалобы от должника ФИО1 в адрес ОСП по Ужурскому району не поступали. Просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица ОСФР по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено надлежащим образом. Представитель ФИО8 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ОСФР по Красноярскому краю, решение по данному делу оставляют на усмотрение суда.
Суд полагает ответчиков надлежаще извещенными о дате и времени судебного разбирательства, а потому, в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков и третьего лица в порядке заочного производства, против которого истец возражений не заявил.
Оценив доводы иска, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов). Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и иными федеральными законами. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может принимать решения и обмениваться информацией в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов).
В соответствии со ст. 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон об органах принудительного исполнения Российской Федерации) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры, в том числе, по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.
В соответствии с положениями ст. 19 Закона об органах принудительного исполнения Российской Федерации постановления, действия (бездействие) сотрудника органов принудительного исполнения могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.
Сотрудник органов принудительного исполнения несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ущерб, причиненный сотрудником органов принудительного исполнения гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются, в том числе, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
В соответствии со ст. 98 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в определенных случаях обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов. В случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, заканчивают исполнение исполнительного документа: после перечисления денежных средств в полном объеме; при перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов; по заявлению взыскателя; по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.
В соответствии с положениями ст. 99 Закона об исполнительном производстве в случае, если в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, заявлении должника, предусмотренном частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), удержание денежных средств осуществляется с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Судом установлено, что в ОСП по Ужурскому району в отношении ФИО1 по состоянию на 22.05.2023 были возбуждены исполнительные производства: №-ИП от 13.02.2023 (взыскатель ПАО «Совкомбанк» сумма долга 16769,22 рубля), №-ИП от 13.02.2023 (взыскатель ПАО «Совкомбанк» сумма долга 82053,76 рублей), №-ИП от 19.04.2023 (взыскатель ПАО «Сбербанк России» сумма долга 112222,13 рублей), которые на основании постановлений должностных лиц ОСП по Ужурскому району соединены в сводное производство, которому присвоен № 18747/23/24073-СД.
В рамках сводного исполнительного производства постановлениями ОСП по Ужурскому району обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах должника ФИО1, а также обращено взыскание на пенсию должника в размере 50%.
В рамках указанных исполнительных производств, Вовелонская Т.В. 22.05.2023 обратилась в ОСП по Ужурскому району с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, приложив к нему документы, подтверждающие сведения о ее источнике дохода, и о размере производимых удержаний.
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Ужурскому району ГУФССП России по Красноярскому краю, вынесенного 29.05.2023 в рамках исполнительного производства № 49592/23/24073-ИП от 19.04.2023, заявление Вовелонской Т.В. удовлетворено.
Как следует из постановления, датированного 29.05.2023, судебный пристав -исполнитель ОСП по Ужурскому району ГУФССП России по Красноярскому краю рассмотрев исполнительные производства №№ 99767/23/24073-ИП, 78143/23/24073-ИП, 49592/23/24073-ИП, 18747/23/24073-ИП, 18746/23/24073-ИП (сводное производство № 18747/23/2473-СД) возбужденные в отношении должника Вовелонской Т.В. вынес постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума 24073/23/232911, которое как следует из представленных ОСП по Ужурскому району документов (скриншоты AISFSSP, списком корреспонденции от 30.05.2023), было направлено 30.05.2023 простым письмом в адрес ОСФР по Красноярскому краю, выгружено в личный кабинет должника посредством сервиса ЕПГУ, которое было прочитано Вавелонской Т.В. 11.07.2023.
Согласно ст. 14 Закона об исполнительном производстве решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны, в том числе вопрос, по которому выносится постановление; основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; решение, принятое по рассматриваемому вопросу; порядок обжалования постановления.
Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
Вместе с тем, как следует из постановления о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума от 29.05.2023, постановочная часть постановления не содержит обязанности ОСФР по Красноярскому краю сохранять прожиточный минимум (то есть судебным приставом-исполнителем не прописано само решение, принятое по рассматриваемому вопросу). Кроме того, в указанном постановлении содержатся сведения об исполнительном производстве № 99767/23/24073-ИП, которое как следует из представленной копии материала исполнительного производства, было возбуждено только 29.09.2023, то есть через четыре месяца после постановления от 29.05.2023.
Как следует из ответа ОСФР по Красноярскому краю от 21.02.2024, постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума ОСП по Ужурскому району ГУФССП России по Красноярскому краю от 29.05.2023 №24073/23/232911 поступило в адрес ОСФР по Красноярскому краю 02.10.2023 вх. № 05/157549. Исполнительный документ возвращен в адрес ОСП по Ужурскому району ГУФССП России по Красноярскому краю письмом от 06.10.2023 № 05-05/157549 по причине отсутствия в постановочной части исполнительного документа обязанности ОСФР по Красноярскому краю сохранять прожиточный минимум. Указанные обстоятельства подтверждены приложенной к ответу копией постановления от 29.05.2023, конвертом с отметкой о дате отправки в адрес ОСФР по Красноярскому краю постановления - 29.09.2023, сопроводительным письмом от 06.10.2023.
Постановлениями судебных приставов-исполнителей ОСП по Ужурскому району от 21.09.2023 и от 08.11.2023 к сводному исполнительному производству № 18747/23/24073-СД присоединены исполнительные производства № 78143/23/2473-ИП от 21.07.2023, взыскателем по которому является АО «Тинькофф банк» сумма долга 15885,94 рублей, № 99767/23/2473-ИП от 29.09.2023, взыскателем по которому является ПАО Сбербанк, сумма долга 24153,71 рубль.
08.11.2023 ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Ужурскому району ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО10 рассмотрев материалы сводного исполнительного производства № 18747/23/24073-СД в отношении должника Вовелонской Т.В. вынесла постановление об удовлетворении заявления Вовелонской Т.В. о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно, относящейся согласно ее заявлению к социально-демографической группе населения пенсионеры. Постановлено в рамках исполнительного производства №18747/23/2473-СД возложить на Пенсионный фонд РФ сохранять пенсию и иные доходы должника ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Указанное постановление было направлено в адрес ОСФР по Красноярскому краю 09.11.2023, что подтверждено реестром заказных отправлений, квитанцией.
По информации ОСФР по Красноярскому краю от 30.01.2024 следует, что с 01.12.2023 в отношении Вовелонской Т.В. производится сохранение прожиточного минимума на основании постановления о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума ОСП по Ужурскому району ГУФССП России по Красноярскому краю от 08.11.2023, поступившего в адрес ОСФР по Красноярскому краю 14.11.2023.
Вовелонская Т.В. с жалобами на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Ужурскому району от 29.05.2023 обратилась в ГУФССП России по Красноярскому краю, в прокуратуру Красноярского края.
Заместителем прокурора Ужурского района в ответ на обращение Вовелонской Т.В. сообщено, что имеются основания для внесения представления в адрес ГУФССП России по Красноярскому краю, разъяснено право на обращение в суд с иском о возмещении вреда, причиненного незаконным постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя.
Обращаясь в суд с настоящим иском Вовелонская Т.В. просит взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов причиненный ей вред в размере удержанных с ее пенсии денежных средств за период с июня 2023 года по октябрь 2023 года в размере 27114 рублей.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности, в частности, на деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, в том числе на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства гражданина-должника для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
Таким образом, предусмотрен запрет обращения взыскания на деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 апреля 2022 г. N 15-П, провозглашая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, защиту прав и свобод, в том числе судебную, которая должна реализовываться на основе равенства всех перед законом и судом, быть полной и эффективной, отвечать критериям соразмерности, обеспечивая равновесие между правами и законными интересами всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников (статьи 8 и 19; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1). При определении баланса конституционно значимых интересов необходимо принимать во внимание характер этих интересов (пункт 2 названного постановления).
Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 г. N 9-П, от 10 февраля 2006 г. N 1-П и др.).
Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В числе принципов, на которых осуществляется исполнительное производство, - уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранение заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) (п. 3 и п. 4 ст. 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
К мерам принудительного исполнения относится в числе прочих обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (п. 2 ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится. Предоставляя гражданину-должнику имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем, чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. N 10-П, определение от 26 октября 2021 г. N 2267-О).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в качестве меры принудительного исполнения возможно обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником, при исполнении исполнительного документа. Удержания из заработной платы и иных доходов гражданина-должника при исполнении исполнительного документа производятся при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, гарантирующего должнику условия, необходимые для нормального существования. В целях установления баланса интересов сторон (должника и взыскателя) и сохранения для должника необходимого уровня материальной обеспеченности для нормального существования, с тем чтобы не оставить его за пределами социальной жизни, в ходе исполнения судебных постановлений законодателем предусмотрено сохранение заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 5.1. ст. 69 Закона об исполнительном производстве должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода.
Таким образом, приведенные положения материального закона предполагают реализацию абз. 8 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ о гарантии сохранения заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации с учетом положений Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которым данная гарантия обеспечивается путем предоставления гражданину - должнику право на обращение с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, путем обращения в службу судебных приставов.
Судом установлено, что, несмотря на заявление Вовелонской Т.В. о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, поданного ею 22.05.2023, которое постановлением ОСП по Ужурскому району от 29.05.2023 было удовлетворено, со страховой пенсии по старости истца, являющейся для нее единственным доходом, размер которой ежемесячно составлял 10845 рублей 61 копейка (что ниже прожиточного минимума, в 2023 году - 15669 рублей), в период с июня 2023 года по ноябрь 2023 года ОСФР по Красноярскому краю производились удержания в размере 50%, в связи с не направлением в их адрес надлежаще оформленного постановления ОСП по Ужурскому району от 29.05.2023 о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, за период с июня 2023 года по октябрь 2023 года размер удержанных денежных средств суммы составил 32536,80 рублей, которые были распределены и перечислены ОСП по Ужурскому району взыскателям по исполнительным производствам, что подтверждается справкой ОСФР по Красноярскому краю от 18.12.2023, справкой о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству № 18747/23/24073-СД.
Учитывая изложенное, постановление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума 24073/23/232911 от 29.05.2023, вынесенное судебным приставом - исполнителем ОСП по Ужурскому району, как и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по несвоевременному вынесению и направлению постановления о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума для исполнения в ОСФР по Красноярскому краю, суд считает незаконными. В результате действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ОСП по Ужурскому району не были соблюдены требования абз. 8 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ о запрете обращения взыскания на заработную плату и иные доходы гражданина-должника в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Из разъяснений, изложенных в п. 80, п. 82 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статьи 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда.
В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с п. 2 ст. 1067 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с положениями п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом. На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе, в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Учитывая, что в результате действий (бездействия) судебных приставов ОСП по Ужурскому району Вовелонская Т.В. была лишена возможности пользоваться своими денежными средствами, суд приходит к выводу, что истцу нанесен имущественный ущерб в размере удержанных с ее пенсии денежных средств, в период с июня 2023 года по ноябрь 2023 года с пенсии истца удержано 27114 рублей, учитывая заявленные истцом требования, указанная сумма подлежит взысканию в пользу истца Вовелонской Т.В.
Кроме того, действия (бездействие) ОСП по Ужурскому району привели к нарушению нематериальных прав истца. Обращение взыскания на пенсию в размере, не обеспечивающем после применения такой меры необходимого уровня существования должника, суд признает безусловным нарушением его прав, свобод и законных интересов, Вовелонская Т.В. получая 5422 рубля 80 копеек после удержаний из пенсии 50%, которая является для нее единственным источником дохода, в определенной степени была лишена возможности сохранить жизненный уровень, необходимый для поддержания ее жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой суд полагает определить в сумме 3000 рублей.
Из разъяснений, изложенных в п. 81 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - ФССП России (пункт 3 статьи 125, статья 1071 ГК РФ, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
Таким образом, исковые требования Вовелонской Т.В. подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Вовелонской ФИО18 удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Вовелонской ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Красноярскому краю в Ужурском районе, код подразделения №, ИНН № с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов за счет средств казны Российской Федерации убытки в размере 27114 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, а всего 30114 (тридцать тысяч сто четырнадцать) рублей.
В удовлетворении остальной части требований Вовелонской ФИО20 отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Л.В. Жулидова
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 22 марта 2024 года.