№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 года <адрес>
Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Наурузов А.И., при секретаре судебного заседания ФИО20, с участием представителя истца - помощника прокурора Сунженского районного суда Республики Ингушетия ФИО23, представителей ответчиков - ГБУЗ «Сунженская центральная больница» ФИО24 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №) и Министерства здравоохранения Республики Ингушетия ФИО25 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ) рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ФИО21 в интересах несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, страдающих сахарным диабетом 1 типа к ГБУЗ «Сунженская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Республики Ингушетия об обеспечении несовершеннолетних детей лекарственными препаратами медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями,
установил:
заместитель прокурора <адрес> РИ ФИО21 обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сунженская центральная районная больница» и Министерство здравоохранения Республики Ингушетия об обеспечении ежемесячно несовершеннолетних детей: ФИО3, 2008 года рождения, ФИО4, 2005 года рождения, ФИО5, 2008 года рождения, ФИО6, 2007 года рождения, ФИО7, 2006 года рождения, ФИО1, 2006 года рождения, ФИО2, 2016 года рождения, ФИО10, 2008 года рождения, ФИО11, 2014 года рождения, ФИО12, 2007 года рождения, ФИО13, 2012 года рождения и ФИО14, 2006 года рождения лекарственными препаратами (инсулином, Новорапид, Лантус, Аспарт, Тресиба) и медицинскими изделиями (тест- полосками, иглами, расходниками для системы мониторирования глюкозы) в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Из искового заявления следует, что прокуратурой <адрес> по прокуратурой <адрес> по коллективному обращению ФИО22 и др. проведена проверка о некачественном лекарственном обеспечении их несовершеннолетних детей, страдающих сахарным диабетом 1 типа. В ходе проверки установлено, что в ГБУЗ «Сунженская ЦРБ» на Д-учете у врача- эндокринолога с клиническим диагнозом сахарный диабет 1 типа состоят 12 детей. Несовершеннолетние ФИО3, 2008 года рождения, ФИО4, 2005 года рождения, ФИО5, 2008 года рождения, ФИО6, 2007 года рождения, ФИО7, 2006 года рождения, ФИО1, 2006 года рождения, ФИО2, 2016 года рождения, ФИО10, 2008 года рождения, ФИО11, 2014 года рождения, ФИО12, 2007 года рождения, ФИО13, 2012 года рождения и ФИО14, 2006 года рождения, являются детьми с клиническим диагнозом сахарный диабет 1 типа, что подтверждается выписными эпикризами из историй болезни. С января по октябрь 2021 года при обращении к врачу-эндокринологу либо участковому педиатру ГБУЗ «Сунженская ЦРБ», в целях получения рецепта на лекарственные средства и медицинские изделия для лечения у указанных детей сахарного диабета 1 типа, рецепты выписывались только при наличии лекарственных средств и медицинских изделий в аптеке ГБУЗ «Сунженская ЦРБ», в случае их отсутствия рецепты на лекарственные средства и медицинские изделия не выписывались. Указанные несовершеннолетние дети несовершеннолетние дети ежемесячно лекарственными средствами и медицинскими изделиями не обеспечивались.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РИ ФИО23 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ГБУЗ «Сунженская центральная больница» ФИО24 вопрос удовлетворения административного иска оставил на усмотрение суда.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Ингушетия ФИО25 административный иск заместителя прокурора <адрес> ФИО21 признал.
Изучив материалы дела, выслушав стороны по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану- здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -ФЗ №).
В силу статьи 4 ФЗ №, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Согласно статье 82 ФЗ № источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Часть 2 статьи 19 ФЗ № к числу прав граждан в сфере охраны здоровья относит право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 ФЗ № определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 38 ФЗ № медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращение или прерывание беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 ФЗ № гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е 10-Е 14.
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 ФЗ № при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая предусматривает, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Отпуск лекарственных препаратов данной категории граждан осуществляется через пункт отпуска (аптека) по рецептурному отпуску лекарственных препаратов льготной категории граждан по программам ОНЛП и 7 нозологий, созданный приказом ГБУЗ «Сунженская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №а на территории поликлиники ГБУЗ «Сунженская ЦРБ».
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> по коллективному обращению ФИО22 и др. проведена проверка о некачественном лекарственном обеспечении их несовершеннолетних детей, страдающих сахарным диабетом 1 типа.
В ходе проведения проверки установлено, что проверкой установлено, что в ГБУЗ «Сунженская ЦРБ» на Д-учете у врача- эндокринолога с клиническим диагнозом сахарный диабет 1 типа состоят 12 несовершеннолетних детей, а именно: ФИО3, 2008 года рождения, ФИО4, 2005 года рождения, ФИО5, 2008 года рождения, ФИО6, 2007 года рождения, ФИО7, 2006 года рождения, ФИО8, 2006 года рождения, ФИО9, 2016 года рождения, ФИО10, 2008 года рождения, ФИО11, 2014 года рождения, ФИО12, 2007 года рождения, ФИО13, 2012 года рождения и ФИО14, 2006 года рождения.
С января по октябрь 2021 года при обращении к врачу-эндокринологу либо участковому педиатру ГБУЗ «Сунженская ЦРБ», в целях получения рецепта на лекарственные средства и медицинские изделия для лечения у указанных детей сахарного диабета 1 типа, рецепты выписывались только при наличии лекарственных средств и медицинских изделий в аптеке ГБУЗ «Сунженская ЦРБ», в случае их отсутствия рецепты на лекарственные средства и медицинские изделия не выписывались.
Так, по данным ГБУЗ «Республиканский эндокринологический диспансер» необходимо использовать для лечения 1 ребенка, страдающего сахарным диабетом 1 типа, упаковку, назначенного врачом-эндокринологом инсулина, 180 шт. тест- полосок, 124 шт. медицинских игл и 2 шт. расходников для системы мониторирования «Freestyle Libre» в месяц.
Согласно сведениям ГБУЗ «Республиканский эндокринологический диспансер» потребность в лекарственных препаратах и медицинских изделиях для ФИО11 составляет в год 12 упаковок «НовоРапид» (17 490 ед.), 12 упаковок «Левемир» (5 490 ед.), 2 190 шт. тест-полосок к глюкометру (43 уп), 1 460 шт. игл к шприц-ручке (14 уп), 24 шт. датчиков для системы мониторинга глюкозы «Freestyle Libre».
В 2021 году ФИО11 на основании рецептов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выдано 3 упаковки Левемир (4500 единиц), 8 упаковок НовоРапид (12000 единиц), 7 упаковок тест- полосок (350 шт.), 8 упаковок Тресиба (12000 единиц), 1 упаковка игл (100 единиц) 1 глюкометр. Таким образом, ФИО11 в 2021 года не выдано 4 упаковки «НовоРапид», 9 упаковок «Левемир», 46 упаковки тест-полосок, 13 упаковок игл, 24 шт. датчика.
Также, согласно сведениям ГБУЗ «Республиканский эндокринологический диспансер» потребность в лекарственных препаратах и медицинских изделиях для ФИО13 в год составляет 12 упаковок «НовоРапид», 12 упаковок «Тресиба», 2190 шт. тест-полосок к глюкометру (43 уп), 1460 шт. игл к шприц-ручке (14 уп), 24 шт. датчиков для системы мониторинга глюкозы «Freestyle Libre». В текущем году ФИО13 на основании рецептов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выдано: 1 упаковка «НовоРапид», 1 упаковка «Тресиба», 6 упаковок тест-полосок, 1 упаковка игл, 1 глюкометр. Рецепты обслужены в полном объеме. Находящихся на отсроченном обслуживании рецептов не установлено. Таким образом, ФИО13 в 2021 года не выдано 11 упаковок «НовоРапид», 11 упаковок «Тресиба», 42 упаковки тест-полосок, 13 упаковок игл, 24 шт. датчика.
Также, согласно сведениям ГБУЗ «Республиканский эндокринологический диспансер» потребность в лекарственных препаратах и медицинских изделиях для ФИО14 в год составляет 12 упаковок «НовоРапид», 12 упаковок «Лантус», «Метморфин» 850 2 уп. в месяц, 2 190 шт. тест-полосок к глюкометру, 1 460 шт. игл к шприц-ручке, 24 шт. датчиков для системы мониторинга глюкозы «Freestyle Libre». В текущем году ФИО14 на основании рецептов от ДД.ММ.ГГГГ выдано: 5 упаковок «НовоРапид», 1 упаковка «Метморфин» 850, 2 упаковки «Омепразол», 3 упаковки «РинГлар», 3 упаковки «Лантус», 3 упаковки тест- полосок (150 шт), 1 упаковка игл (100 шт.). Рецепт от ДД.ММ.ГГГГ находится на отсроченном обслуживании. Таким образом, ФИО14 в текущем 2021 году не выдано 7 упаковок «НовоРапид», 9 упаковок «Лантус», 23 упаковки «Метоморфин» 850, 2040 шт. тест-полосок, 1360 шт. игл, 24 шт. датчиков.
Аналогичные факты не предоставления всех необходимых лекарств выявлены по всем состоящим на Д-учете детям, страдающим сахарным диабетом 1 типа.
В ходе изучения товарных накладных поставленных лекарственных средств и медицинских препаратов за 2021 год установлено, что в аптеку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ поступило в 2021 году 192 упаковки Левемира, 169 упаковок НовоРапида, 84 упаковки игл, 200 упаковок тест-полосок Сателлит-экспресс, 340 АкуЧек, 1200 ДжмтЛайф, 50 измерителей, 48 упаковок РинГлара.
Указанное свидетельствует, что несовершеннолетние дети ежемесячно лекарственными средствами и медицинскими изделиями не обеспечивались.
Пунктом 4 указанного Постановления № предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития, медицинской промышленности, и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в <адрес> медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Ингушетия, медицинскими услугами в объемах, предусмотренных Программой, возложено на Министерство здравоохранения Республики Ингушетия.
Приобретение необходимых лекарств и препаратов по группам населения и категориям заболеваний осуществляет Министерство здравоохранения Республики Ингушетия.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств в рассматриваемых отношениях является Министерство здравоохранения Республики Ингушетия.
Таким образом, с учетом указанных норм Министерство здравоохранения Республики Ингушетия, как орган исполнительной власти Республики Ингушетия, уполномоченное Правительством Республики Ингушетия, должно выполнить обязанность по обеспечению несовершеннолетних детей соответствующими лекарственными препаратами в полном объеме.
Изложенное свидетельствует, что ГБУЗ «Сунженская ЦРБ» и Минздрав РИ надлежаще не исполняют свои обязанности по обеспечению указанных несовершеннолетних детей необходимыми медицинскими препаратами, что, в свою очередь, ставит под угрозу их состояние здоровья, так как они состоят на Д-учете с диагнозом сахарный диабет 1 типа и должны обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме.
При таких условиях, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства суд считает исковое заявление заместителя прокурора <адрес> РИ ФИО21 обоснованно, законно и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ФИО21 в интересах несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, страдающих сахарным диабетом 1 типа к ГБУЗ «Сунженская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Республики Ингушетия об обеспечении несовершеннолетних детей лекарственными препаратами медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сунженская центральная районная больница» и Министерство здравоохранения Республики Ингушетия ежемесячно обеспечить несовершеннолетних детей: ФИО3, 2008 года рождения, ФИО4, 2005 года рождения, ФИО5, 2008 года рождения, ФИО6, 2007 года рождения, ФИО7, 2006 года рождения, ФИО1, 2006 года рождения, ФИО9, 2016 года рождения, ФИО10, 2008 года рождения, ФИО11, 2014 года рождения, ФИО15, 2007 года рождения, ФИО13, 2012 года рождения и ФИО14, 2006 года рождения лекарственными препаратами -инсулином, Новорапид, Лантус, Аспарт, Тресиба и медицинскими изделиями тест-полосками, иглами, расходниками для системы мониторирования глюкозы в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца.
Судья
Копия верна: судья
Сунженского районного суда РИ А.И. Наурузов
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ |
Срок рассмотрения | 2 м. 26 д. |
Строка статистического отчета | 022 |