Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-115/2022 от 11.08.2022

Мировой судья: Михайленко С.А. Дело №11-115/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре судебного заседания Быстряковой Н.Е. с участием ответчиков Жижко ФИО13 Жижко ФИО14., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жижко ФИО15, Жижко ФИО16, Жижко ФИО17 на решение мирового судьи судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.10.2021 по гражданскому делу по иску ООО «ЭкоТехноМенеджмент» к Жижко ФИО18, Жижко ФИО19, Жижко ФИО20 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЭкоТехноМенеджмент» обратилось к мировому судье судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Кострома с иском к Жижко ФИО21 Жижко ФИО22 Жижко ФИО23., мотивируя требования тем, что общество оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № 1. Потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, являются собственники жилого помещения и лица, получающие коммунальные услуги по договору найма, в том числе договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, договору найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, по договору безвозмездного пользования, по договору аренды жилого помещения или иному договору о предоставлении жилого помещения во владение и (или) пользование. Статьями 153-154 ЖК РФ на граждан и организации возлагается обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и платы за обращение с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники/наниматели жилого помещения, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены их семей несут солидарную с собственником/нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением (ст. ст. 30, 31, 67, 69 ЖК РФ). Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен главой I Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями коммунальной услуги считается заключенным с 29.11.2018 и распространяет свое действие с 01.12.2018 (дата утверждения постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 25.10.2018 №18/298 предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭкоТехноМенеджмент» на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора №1 на 2019 год). Пунктом 148 (34) Правил, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителям за расчетный период, приведен в Разделе II (1) Приложения № 2 к Правилам. Согласно сведениям МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан», по адресу: <адрес> зарегистрировано 3 человека. По состоянию на 01.03.2021 у потребителей коммунальных услуг, зарегистрированных в жилом помещении, перед региональным оператором имеется задолженность за предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО за расчетный период с <дата> по <дата> в размере 14834,59 руб. Истец просил взыскать в солидарном порядке с Жижко ФИО24., Жижко ФИО25 Жижко ФИО26. задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 14834,59 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 593 руб.

Решением мирового судьи судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.10.2021 по гражданскому делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ООО «ЭкоТехноМенеджмент» к Жижко ФИО27., Жижко ФИО28 Жижко ФИО29. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исковые требования ООО «ЭкоТехноМенеджмент» удовлетворены. С Жижко ФИО30., Жижко ФИО31 Жижко ФИО32 в пользу ООО «ЭкоТехноМенеджмент» солидарно взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> в размере 14834,59 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 593 руб., всего 15427,59 руб.

Ответчики Жижко ФИО33., Жижко ФИО34., Жижко ФИО35. с указанным решением не согласились, обратились с апелляционной жалобой, в которой указали, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; обстоятельства, имеющие значение для дела, установленные судом первой инстанции, являются недоказанными; судом существенно нарушены нормы материального и процессуального права. Суд исходил из формального применения норм права и не исследовал фактические обстоятельства возникшего спора, не установил названные обстоятельства, имеющие значение для дела, и не оценил в совокупности, имеющиеся по делу доказательства (в том числе изложенную позицию стороны ответчиков), как это предписывает процессуальный закон). Судом не учтен тот факт, что ответчики самостоятельно утилизируют отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности и жизнедеятельности членов семьи. Суд первой инстанции счел установленным, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с исполнителем ответчиками заключен путем совершения конклюдентных действий, а также то, что услуга по обращению с ТКО ООО «ЭкоТехноМенеджмент» им оказывается. Услуга по обращению с ТКО ООО «ЭкоТехноМенеджмент» ответчикам не оказывалась. Просят решение мирового судьи судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.10.2021 отменить, в удовлетворении исковых требований ООО«ЭкоТехноМенеджмент» отказать.

В судебном заседании ответчик Жижко ФИО36 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям. Пояснила, что дом фактически используется как 2-квартирный, их семья проживает в <адрес>. Контейнерной площадкой, размещенной в районе проживания, их семья не пользуется, поскольку договор об оказании услуг с ними не заключен и в данных услугах нет необходимости. Пищевые отходы они используют на своем земельном участке для образования перегноя, бумажные – сжигают, пластик, стекло и металл выводит зять и сдает в пункты приема. Для избежания захламления участка они заключили бы договор с истцом, но истец не предлагал заключить договор.

Ответчик Жижко ФИО37. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям. Пояснил, что услугами истца их семья не пользовалась. Работа ООО «ЭТМ» организована ненадлежащим образом, с контейнерной площадки мусор вывозится нерегулярно.

В судебном заседании истец ООО «ЭкоТехноМенеджмент», извещенный о и месте судебного заседания, не участвует, в ходатайстве представитель ФИО6 просила о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Ответчик Жижко ФИО38., извещенный о времени и рассмотрения дела, в судебном заседании не участвует.

Выслушав ответчиков, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЖК РФ, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 3).

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п.5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01.01.2019.

Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 8 (17)).

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18)).

В соответствии с п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 (далее – Правила), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148 (2) Правил).

В силу п.п. «а» п. 148 (23) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 148(34) Правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Приведенными положениями жилищного законодательства регламентирован порядок заключения договора об оказании коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО отнесено к полномочиям регионального оператора, и собственникам жилых домов не предоставлено права по своему выбору заключить договор на оказание такой услуги или отказаться от его заключения и самостоятельно утилизировать отходы.

Законодатель устанавливает обязательные требования к организации утилизации бытовых отходов, которыми самостоятельная утилизация отходов физическими лицами не допускается, поскольку не может обеспечить исполнение требований действующего законодательства в указанной сфере.

Оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к обязанностям собственника жилого дома.

При этом как до заключения договора, так и в случаях, когда потребитель не направил региональному оператору заявку о заключении договора и договор на оказание услуг считается заключенным на 16 рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора предложения о заключении договора, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Жижко ФИО39. является собственником ... доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано <дата>.

В <адрес> указанного дома в спорный период с декабря 2018 года по февраль 2021 года были зарегистрированы по месту жительства: Жижко ФИО40. (владелец) с <дата> по настоящее время, Жижко ФИО41. (сын) с <дата> по настоящее время, ФИО7 (дочь) с <дата> по <дата>, Жижко ФИО42. (муж) с <дата> по настоящее время, ФИО8 (внук) по <дата>, были зарегистрированы по месту пребывания ФИО9 (внучка) с <дата> по <дата>, ФИО10 с <дата> по <дата>, что следует из сведений МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан».

Истец ООО «ЭТМ» является региональным оператором по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № 1, в том числе на территории г. Костромы.

Предельный единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭТМ» утвержден постановлениями департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 25.10.2018 № 18/297, от 25.10.2018 № 18/298, от 20.12.2019 № 19/449, от 18.12.2020 № 20/417 на 2018, 2019, 2020, 2021-2023 годы соответственно.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции дал оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно применил приведенные нормы материального права и верно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы ответчиков о самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов не имеют правового значения, поскольку самостоятельная утилизация отходов не предусмотрена законом и не освобождает собственника жилого дома и дееспособных членов его семьи от оплаты коммунальной услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

Договор с региональным оператором об оказании данной услуги считается заключенным в силу приведенных положений законодательства, позиция ответчиков об отсутствии договора с региональным оператором и, соответственно, обязательств по оплате коммунальной услуги противоречит закону.

Коммунальная услуга по обращению с твердыми бытовых отходами истцом оказывается, в том числе путем сбора и утилизации отходов, размещаемых потребителями на контейнерной площадке в районе проживания ответчиков, что последние не оспаривали.

Каких-либо объективных препятствий к получению данной услуги ответчиками в ходе рассмотрения дела не установлено.

Доводы ответчика Жижко ФИО43. о ненадлежащей организации деятельности регионального оператора и некачественном оказании услуги не являются основанием к отказу в иске и не подкреплены доказательствами.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что в расчете, представленном в обоснование иска, верно применены установленные тарифы, но неправильно учтено (завышено на 1 человека) количество граждан, проживающих в жилом доме, и неправильно (с занижением) приведен норматив накопления ТКО для многоквартирных домов 2,18/12=0,181666 куб.м. вместо норматива 0,24 куб.м. для индивидуальных жилых домов, поскольку жилой дом по адресу: <адрес> не имеет статуса многоквартирного и не является таковым, несмотря на фактическое использование в качестве 2-квартирного, является индивидуальным жилым домом, находящимся в общей долевой собственности граждан.

Вместе с тем, при расчете задолженности за заявленный период с применением количества постоянно и временно зарегистрированных в жилом помещении, исходя из справки МКУ г. Костромы «ЦРГ», и норматива накопления ТКО для индивидуальных жилых домов итоговая сумма превышает заявленную к взысканию.

Рассмотрение дела по заявленным требованиям в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не повлекло нарушения прав ответчиков.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального законодательства, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену решения, не установлено.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение, отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчиков - без удовлетворения.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.10.2021 по гражданскому делу по иску ООО «ЭкоТехноМенеджмент» к Жижко ФИО44, Жижко ФИО45, Жижко ФИО46 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, апелляционную жалобу Жижко ФИО47, Жижко ФИО48, Жижко ФИО49 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия, может быть обжаловано в течение 3 месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья                                      О.Д. Тележкина

11-115/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "ЭкоТехноМенеджмент"
Ответчики
Жижко Андрей Леонидович
Жижко Владлена Владимировна
Жижко Василий Андреевич
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Тележкина Ольга Дмитриевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
11.08.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
11.08.2022Передача материалов дела судье
15.08.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
29.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2022Дело оформлено
09.09.2022Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее