Мировой судья: Михайленко С.А. Дело №11-115/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре судебного заседания Быстряковой Н.Е. с участием ответчиков Жижко ФИО13 Жижко ФИО14., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жижко ФИО15, Жижко ФИО16, Жижко ФИО17 на решение мирового судьи судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.10.2021 по гражданскому делу по иску ООО «ЭкоТехноМенеджмент» к Жижко ФИО18, Жижко ФИО19, Жижко ФИО20 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоТехноМенеджмент» обратилось к мировому судье судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Кострома с иском к Жижко ФИО21 Жижко ФИО22 Жижко ФИО23., мотивируя требования тем, что общество оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № 1. Потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, являются собственники жилого помещения и лица, получающие коммунальные услуги по договору найма, в том числе договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, договору найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, по договору безвозмездного пользования, по договору аренды жилого помещения или иному договору о предоставлении жилого помещения во владение и (или) пользование. Статьями 153-154 ЖК РФ на граждан и организации возлагается обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе и платы за обращение с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники/наниматели жилого помещения, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены их семей несут солидарную с собственником/нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением (ст. ст. 30, 31, 67, 69 ЖК РФ). Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен главой I Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями коммунальной услуги считается заключенным с 29.11.2018 и распространяет свое действие с 01.12.2018 (дата утверждения постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 25.10.2018 №18/298 предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭкоТехноМенеджмент» на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора №1 на 2019 год). Пунктом 148 (34) Правил, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителям за расчетный период, приведен в Разделе II (1) Приложения № 2 к Правилам. Согласно сведениям МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан», по адресу: <адрес> зарегистрировано 3 человека. По состоянию на 01.03.2021 у потребителей коммунальных услуг, зарегистрированных в жилом помещении, перед региональным оператором имеется задолженность за предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО за расчетный период с <дата> по <дата> в размере 14834,59 руб. Истец просил взыскать в солидарном порядке с Жижко ФИО24., Жижко ФИО25 Жижко ФИО26. задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 14834,59 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 593 руб.
Решением мирового судьи судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.10.2021 по гражданскому делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ООО «ЭкоТехноМенеджмент» к Жижко ФИО27., Жижко ФИО28 Жижко ФИО29. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исковые требования ООО «ЭкоТехноМенеджмент» удовлетворены. С Жижко ФИО30., Жижко ФИО31 Жижко ФИО32 в пользу ООО «ЭкоТехноМенеджмент» солидарно взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> в размере 14834,59 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 593 руб., всего 15427,59 руб.
Ответчики Жижко ФИО33., Жижко ФИО34., Жижко ФИО35. с указанным решением не согласились, обратились с апелляционной жалобой, в которой указали, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; обстоятельства, имеющие значение для дела, установленные судом первой инстанции, являются недоказанными; судом существенно нарушены нормы материального и процессуального права. Суд исходил из формального применения норм права и не исследовал фактические обстоятельства возникшего спора, не установил названные обстоятельства, имеющие значение для дела, и не оценил в совокупности, имеющиеся по делу доказательства (в том числе изложенную позицию стороны ответчиков), как это предписывает процессуальный закон). Судом не учтен тот факт, что ответчики самостоятельно утилизируют отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности и жизнедеятельности членов семьи. Суд первой инстанции счел установленным, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с исполнителем ответчиками заключен путем совершения конклюдентных действий, а также то, что услуга по обращению с ТКО ООО «ЭкоТехноМенеджмент» им оказывается. Услуга по обращению с ТКО ООО «ЭкоТехноМенеджмент» ответчикам не оказывалась. Просят решение мирового судьи судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.10.2021 отменить, в удовлетворении исковых требований ООО«ЭкоТехноМенеджмент» отказать.
В судебном заседании ответчик Жижко ФИО36 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям. Пояснила, что дом фактически используется как 2-квартирный, их семья проживает в <адрес>. Контейнерной площадкой, размещенной в районе проживания, их семья не пользуется, поскольку договор об оказании услуг с ними не заключен и в данных услугах нет необходимости. Пищевые отходы они используют на своем земельном участке для образования перегноя, бумажные – сжигают, пластик, стекло и металл выводит зять и сдает в пункты приема. Для избежания захламления участка они заключили бы договор с истцом, но истец не предлагал заключить договор.
Ответчик Жижко ФИО37. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям. Пояснил, что услугами истца их семья не пользовалась. Работа ООО «ЭТМ» организована ненадлежащим образом, с контейнерной площадки мусор вывозится нерегулярно.
В судебном заседании истец ООО «ЭкоТехноМенеджмент», извещенный о и месте судебного заседания, не участвует, в ходатайстве представитель ФИО6 просила о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Ответчик Жижко ФИО38., извещенный о времени и рассмотрения дела, в судебном заседании не участвует.
Выслушав ответчиков, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЖК РФ, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п.5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01.01.2019.
Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 8 (17)).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8 (18)).
В соответствии с п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 (далее – Правила), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148 (2) Правил).
В силу п.п. «а» п. 148 (23) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 148(34) Правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Приведенными положениями жилищного законодательства регламентирован порядок заключения договора об оказании коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО отнесено к полномочиям регионального оператора, и собственникам жилых домов не предоставлено права по своему выбору заключить договор на оказание такой услуги или отказаться от его заключения и самостоятельно утилизировать отходы.
Законодатель устанавливает обязательные требования к организации утилизации бытовых отходов, которыми самостоятельная утилизация отходов физическими лицами не допускается, поскольку не может обеспечить исполнение требований действующего законодательства в указанной сфере.
Оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к обязанностям собственника жилого дома.
При этом как до заключения договора, так и в случаях, когда потребитель не направил региональному оператору заявку о заключении договора и договор на оказание услуг считается заключенным на 16 рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора предложения о заключении договора, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Жижко ФИО39. является собственником ... доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано <дата>.
В <адрес> указанного дома в спорный период с декабря 2018 года по февраль 2021 года были зарегистрированы по месту жительства: Жижко ФИО40. (владелец) с <дата> по настоящее время, Жижко ФИО41. (сын) с <дата> по настоящее время, ФИО7 (дочь) с <дата> по <дата>, Жижко ФИО42. (муж) с <дата> по настоящее время, ФИО8 (внук) по <дата>, были зарегистрированы по месту пребывания ФИО9 (внучка) с <дата> по <дата>, ФИО10 с <дата> по <дата>, что следует из сведений МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан».
Истец ООО «ЭТМ» является региональным оператором по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Костромской области по зоне деятельности регионального оператора № 1, в том числе на территории г. Костромы.
Предельный единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ЭТМ» утвержден постановлениями департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 25.10.2018 № 18/297, от 25.10.2018 № 18/298, от 20.12.2019 № 19/449, от 18.12.2020 № 20/417 на 2018, 2019, 2020, 2021-2023 годы соответственно.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции дал оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, правильно применил приведенные нормы материального права и верно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы ответчиков о самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов не имеют правового значения, поскольку самостоятельная утилизация отходов не предусмотрена законом и не освобождает собственника жилого дома и дееспособных членов его семьи от оплаты коммунальной услуги по вывозу твердых бытовых отходов.
Договор с региональным оператором об оказании данной услуги считается заключенным в силу приведенных положений законодательства, позиция ответчиков об отсутствии договора с региональным оператором и, соответственно, обязательств по оплате коммунальной услуги противоречит закону.
Коммунальная услуга по обращению с твердыми бытовых отходами истцом оказывается, в том числе путем сбора и утилизации отходов, размещаемых потребителями на контейнерной площадке в районе проживания ответчиков, что последние не оспаривали.
Каких-либо объективных препятствий к получению данной услуги ответчиками в ходе рассмотрения дела не установлено.
Доводы ответчика Жижко ФИО43. о ненадлежащей организации деятельности регионального оператора и некачественном оказании услуги не являются основанием к отказу в иске и не подкреплены доказательствами.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в расчете, представленном в обоснование иска, верно применены установленные тарифы, но неправильно учтено (завышено на 1 человека) количество граждан, проживающих в жилом доме, и неправильно (с занижением) приведен норматив накопления ТКО для многоквартирных домов 2,18/12=0,181666 куб.м. вместо норматива 0,24 куб.м. для индивидуальных жилых домов, поскольку жилой дом по адресу: <адрес> не имеет статуса многоквартирного и не является таковым, несмотря на фактическое использование в качестве 2-квартирного, является индивидуальным жилым домом, находящимся в общей долевой собственности граждан.
Вместе с тем, при расчете задолженности за заявленный период с применением количества постоянно и временно зарегистрированных в жилом помещении, исходя из справки МКУ г. Костромы «ЦРГ», и норматива накопления ТКО для индивидуальных жилых домов итоговая сумма превышает заявленную к взысканию.
Рассмотрение дела по заявленным требованиям в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ не повлекло нарушения прав ответчиков.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену решения, не установлено.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение, отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчиков - без удовлетворения.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №3 Свердловского судебного района г. Костромы от 01.10.2021 по гражданскому делу по иску ООО «ЭкоТехноМенеджмент» к Жижко ФИО44, Жижко ФИО45, Жижко ФИО46 о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, апелляционную жалобу Жижко ФИО47, Жижко ФИО48, Жижко ФИО49 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия, может быть обжаловано в течение 3 месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Судья О.Д. Тележкина