63RS0039-01-2022-000422-40
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2022 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.,
при секретаре Лозюк Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4512/2021 по иску исполняющего обязанности заместителя прокурора г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации г.о. Самара, МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.» об обязании устранить требования законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Самары обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации г.о. Самара, МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.» об обязании устранить требования законодательства о пожарной безопасности, указав, что прокуратурой города Самары по информации ОНД и ПР по г.о. Самара проведена проверка исполнения пожарной безопасности в МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.». В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.» допущены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте внеплановой выездной проверки от 05.05.2021 №547. Неисполнение законодательства о пожарной безопасности влечет существенное нарушение прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, что не допустимо. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение и проведение аварийно-спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения опасных факторов пожара и гибели людей. Допущенные нарушения влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью. Данные обстоятельства при дальнейшем функционировании МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.» могут повлечь за собой создание опасности жизни и здоровью граждан, а также несовершеннолетних.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.», Департамент образования Администрации г.о. Самара в течение года со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные ОНД и ПР по г.о. Самара нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в корпусе МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.», расположенного по адресу: г. Самара, ул. Клиническая, д. 86, отраженных в предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 05.05.2021 №547/1/1.
В судебном заседании помощник прокурора г. Самары Ларичева Н.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента образования Администрации г.о. Самары в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. Поскольку ответчик о дне, месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, с ходатайствами о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался, в соответствии со ст. 235 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие обозначенного участника процесса в порядке заочного производства.
ОНД и ПР по г.о. Самара в судебное заседание своего представителя не направил, извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение обеспечивает безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названным законом также определяется, что одним из основных направлений государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних является охрана здоровья.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании Российской Федерации» (далее - Закон №-273ФЭ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; в силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона №-273ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной относятся вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно п.10 ч.1 ст. 16 Ф3-№131 к вопросам местного значения городского округа. относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
- установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;- правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
- правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Самары по информации ОНД и ПР по г.о. Самара проведена проверка исполнения пожарной безопасности в МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.».
В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.» допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно не обеспечено содержание ограждений на крышах (покрытиях) здания в исправном состоянии и не организовано проведение их эксплуатационных испытаний с составлением соответствующего протокола; в здании обнаружены помещения, где минимальное расстояние от оптических осей пожарных извещателей до стен и окружающих предметов составляет менее 0,5м.; к зданию школы не обеспечен подъезд пожарных автомобилей со всех его сторон; в лестничной клетке №2 в пределах первого этажа не предусмотрено ограждение лестницы в виде перил высотой не менее 1,2м.; ширина выходов из помещений столовой, расположенной на первом этаже здания, при числе эвакуирующихся более 50 человек составляет менее 1,2м.; ширина выходов из актового зала, расположенного на втором этаже здания, при числе эвакуирующихся более 50 человек составляет менее 1,2м.; отсутствует естественное освещение каждого этажа лестничной клетки №3; отсутствуют двери, отделяющие поэтажный коридор первого этажа (спорткомплекс) от лестничной клетки №2; для отделки лестничной клетки №3 применены сгораемые материалы, при этом не представлена техническая документация на вещества и материалы, содержащая информацию о показателях пожарной опасности веществ и материалов в отделке путей эвакуации; ширина горизонтального участка пути эвакуации, ведущего по коридору 3-го этажа пристроя в лестничную клетку, при двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридор, составляет менее 1м.; из 3-го этажа пристроя отсутствует второй эвакуационный выход; ширина двери выхода, ведущего из коридора спортивного зала в лестничную клетку №3, составляет менее 0,9м.; лестничная клетка №1 не отделена поэтажно от примыкающих коридоров дверьми с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах; в лестничной клетке №1 размещены радиаторы отопления, выступающие за плоскости стен на высоте до 2,2 м. от поверхности проступей площадок лестницы, что подтверждается актом внеплановой выездной проверки надзорного ведомства от 05.05.2021 №547/1/1, предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение и проведение аварийно-спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения опасных факторов пожара и гибели людей.
Кроме того, допущенные нарушения влияют на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, и учитывая, что неисполнение законодательства о пожарной безопасности может повлечь существенные нарушения прав несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, а также создает опасность жизни и здоровью граждан, что является недопустимым, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации г.о. Самара, МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.» об обязании устранить требования законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.», Департамент образования Администрации г.о. Самарав в течение года со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные ОНД и ПР по г.о. Самара нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях МБОУ «Школа №132 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.», расположенного по адресу: г. Самара, Клиническая, д. 86, отраженные в предписании внеплановой выездной проверки от 05.05.2021 №547/1/1.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 25.03.2022 года.
Судья Ю.В. Косенко