Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-118/2020 ~ М-28/2020 от 20.01.2020

Дело № 2-118/20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 24 июля 2020 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Пятых Л.В.,

с участием помощника прокурора Южского района Шероновой Н.П.,

представителя ответчиков: Администрации Южского муниципального района Ивановской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района Буровнина Д.Е., действующего по доверенностям,

представителя ответчика Марченко О.Д.Гордеевой И.В., действующей по доверенности,

представителя третьего лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Ивановской области – Стулова А.В., действующего по доверенности,

при помощнике судьи Борисове Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Южского района Ивановской области Волковой Н.А. к Администрации Южского муниципального района Ивановской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района Ивановской области и Марченко О. Д. о признании отсутствующим права собственности и признании права собственности Российской Федерации на объект гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель прокурора Южского района Ивановской области Волкова Н.А., действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом последующих изменений, к Администрации Южского муниципального района Ивановской области, КУМИ Администрации Южского муниципального района Ивановской области и Марченко О.Д.:

- о признании отсутствующим права собственности Марченко О. Д. на объект гражданской обороны с инвентарным номером 281-38, общей площадью 99,8 кв.м., с назначением – защитное, встроенным в здание, с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>;

- признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - объект гражданской обороны с инвентарным номером 281-38, общей площадью 99,8 кв.м., с назначением – защитное, встроенным в здание, с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>.

Как следует из представленного заявления, прокуратурой района в рамках надзора за исполнением законодательства в области гражданской обороны, выявлено, что в здании Хотимльской средней школы, 1990 года постройки, расположенной по адресу: <адрес>, находится объект гражданской обороны (далее по тексту ГО), вместимостью 200 человек, общей площадью 99,8 кв.м., класс убежища: П-4, с назначением – защитное, встроенным в здание 2 этажей.

Указанный объект расположен в подвальном помещении здания школы, значится в реестре федерального имущества с инвентарным номером 281-38, имеет паспорт убежища (противорадиационного укрытия), периодически проводятся проверки его состояния. Несмотря на указанные обстоятельства, при отсутствии решения Правительства РФ о приватизации данного имущества, на основании решения Ивановского областного Совета народных депутатов №86 от 08.07.1992 года и постановления администрации Южского муниципального района Ивановской области №674 от 30.09.2009 года, спорный объект ГО в составе всего здания школы в порядке приватизации был передан в муниципальную собственность Южского муниципального района, право на который было зарегистрировано 09.11.2009 года и выдано свидетельство о государственной регистрации права муниципальной собственности.

Впоследствии на основании постановления Администрации Южского муниципального района Ивановской области от 24.04.2017 года №411-П, указанный объект в составе нежилого здания школы общей площадью 1636,4 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, был приватизирован путем продажи с публичных торгов и право собственности зарегистрировано за Марченко О.Д..

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на отсутствие права муниципальной собственности Южского муниципального района на объект ГО, а также ничтожность приватизации и сделки купли-продажи, заключенной в результате публичных торгов 24.04.2017 года, по отчуждению здания школы между Администрацией Южского муниципального района в лице КУМИ Администрации Южского муниципального района и Марченко О.Д., поскольку в результате отчуждения Администрацией Южского муниципального района не принадлежащего продавцу имущества в составе всего здания школы, за Марченко О.Д. произведена регистрация права собственности, в том числе на объект ГО, находящийся в собственности Российской Федерации и не выбывавший их ее владения.

Истец, полагает, что регистрация в ЕГРН права собственности ответчика Марченко О.Д. на спорное защитное сооружение гражданской обороны с кадастровым номером нарушает права и интересы Российской Федерации как собственника данного защитного сооружения, а также права неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья и использование средств коллективной и индивидуальной защиты, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В обоснование заявленных исковых требований прокурор руководствуется положениями ст. 6 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998 года «О гражданской обороне», п. 2 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года №2284, п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 года №359 «О порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», п.1.2, 2.1, 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 15.12.2002 года №583; п.3 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»; ст. 217, 209, ч. 2 ст. 168 ГК РФ; п.52, 58, 59 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В судебном заседании прокурор Шеронова Н.П., исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что несмотря на отсутствие регистрации в ЕГРН права собственности РФ на спорный объект недвижимости, указанное право ни кем не оспорено, не утрачено, объект из владения РФ не выбывал, поскольку включен в реестр государственной собственности, относится к объектам гражданской обороны, периодически проводятся его обследования.

Представитель ответчиков – Администрации Южского муниципального района и КУМИ Администрации Южского муниципального района Буровнин Д.Е., действующий по доверенностям, в судебном заседании исковые требования признал. Дополнительно поясним, что процедура приватизации путем продажи с публичных торгов здания школы по адресу: <адрес>, проведена КУМИ Администрации Южского муниципального района по поручению Администрации Южского муниципального района. При этом в КУМИ не имелось информации о нахождении в указанном здании объекта ГО, что явилось следствие отчуждения всего объекта недвижимого имущества в целом.

Ответчик Марченко О.Д., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно представленного заявления, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика Марченко О.Д.Гордеева И.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования признала. Дополнительно пояснив, что Марченко О.Д. на момент приобретения недвижимого имущества на публичных торгах не был поставлен в известность о нахождении в составе приобретенного объекта недвижимого имущества объекта ГО. Поскольку на момент приобретения здания школы, право муниципальной собственности Южского муниципального района на весь объект недвижимого имущества – здание школы по адресу: <адрес>, было зарегистрировано в ЕГРН, в том числе без каких-либо обременений, у ответчика не возникло сомнений в принадлежности продавцу, отчуждаемого имущества. При этом состояние помещения объекта ГО, находящегося в подвальном помещении, здания школы, не имеющего явных отличительных признаков, позволяющих отнести указанный объект к объектам специального назначения, также не давало возможности Марченко О.Д., усомниться в назначении приобретаемого им недвижимого имущества в целом.

В процессе рассмотрения данного дела ответчиком, с учетом полученных сведений о месте расположения объекта, отнесенного к объектам ГО, его площади, приняты меры к выделению спорного помещения из общей площади приобретенного здания путем проведения соответствующего обмера и постановки на кадастровый учет как самостоятельного объекта недвижимости в составе здания. При этом с момента приобретения права собственности, каких-либо перепланировок, реконструкций в том числе в отношении спорного объекта ГО ответчиком не производилось, производственная деятельность на его территории не велась.

Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областям, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя. Согласно представленного отзыва объект ГО класс убежища: П-4 встроенное в здание 2 этажей, расположенный в здании Хотимльской средней школы, 1990 года постройки (дата приемки в эксплуатацию 1990 год) с инвентарным номером 281-38 находится в реестре федерального имущества, учтен как объект казны за в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Спорный объект является объектом гражданской обороны, что подтверждается паспортом убежища (противорадиационного укрытия) от 27.03.1998 года №281 и от 02.10.2015 года. С участием уполномоченных органов проводятся его регулярные проверки, как объекта гражданской обороны. Доказательства, свидетельствующие об утрате спорным помещением статуса защитного сооружения гражданской обороны, в установленном законом прядке, отсутствуют. В нарушение положений Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1, объект гражданской обороны не был исключен из состава имущества, не подлежащего приватизации. Спорное имущество является Федеральной собственностью в силу закона, и из владения собственника не выбывало. С учетом изложенного третье лицо, удовлетворению исковых требований прокурора не возражало.

Представитель Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Ивановской области Стулов А.В. в судебном заседании, удовлетворению исковых требований не возражал. Дополнительно пояснил, что объект ГО из владения РФ не выбывал. В отношении указанного объекта периодически осуществляются обследования, в том числе с участием представителей органа местного самоуправления.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

как следует из технического паспорта на здание (школа), расположенное по адресу: <адрес> (от 29.04.2009 года), указанный объект недвижимого имущества с литером А, кирпичное 2-х этажное здание с подвальными помещениями. Общая площадь 1-го этажа составляет 674,6 кв.м., 2-го этажа – 527,8 кв.м., подвальных помещений – 434,0 кв. м.. Общая площадь здания составляет 1636,4 кв.м.. Подвал здания состоит из помещений: коридора – 61,2 кв.м., склада – 12.7, кв.м., мастерской – 39,9 кв.м., распределителя – 15,8 кв.м, склада – 16,1 кв.м., подсобной – 17,6 кв.м, подсобной – 71,2 кв.м., подсобной – 3,5 кв.м., подсобной – 4,3 кв.м., подсобной 6,6 кв.м., подсобной 5,7 кв.м., подсобной 5,2 кв.м., склада – 17,9 кв.м., склада - 10,7 кв.м., актового зала – 99,8 кв.м., электрощитовой 11,2 кв.м., подсобной – 5,0 кв.м., лестничной клетки – 18,0 кв.м, лестничной клетки – 11,0 кв.,м.. При этом помещение актового зала оборудовано 2-мя выходами наружу. Как следует из представленных фотоматериалов, помещения подвала оборудованы системой вентиляции, а также электроосвещением.

Годом постройки здания значится 1990 год.

Решением Ивановского областного Совета Народных депутатов 21-го созыва Малый совет №86 от 08.07.1992 года «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в муниципальную собственность Южского района», вынесенным в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», утвержден перечень предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность Южского района (п.1).

Вторым пунктом указанного решения, Южскому райсовету и районной администрации предложено продолжить работу по уточнению имущества и объектов на территории района для закрепления их в муниципальной собственности.

Как следует из перечня №1 (приложение к решению Ивановского областного Совета Народных депутатов 21-го созыва Малый Совет №86 от 08.07.1992 года), к объектам передаваемым в муниципальную собственность отнесены, учреждения народного образования, за исключением, входящих в областную собственность, общей балансовой стоимостью 3463 руб. Иных индивидуальных признаков, передаваемых в муниципальную собственность учреждений народного образования, указанное решение Ивановского областного Совета Народных депутатов 21-го созыва Малый Совет №86 от 08.07.1992 года и утвержденный им перечень №1 не содержат.

Постановлением Администрации Южского муниципального района Ивановской области №674 от 30.09.2009 года, к собственности Южского муниципального района отнесены:

- нежилое здание (школа), расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 1636,4 кв.м.м;

- нежилое здание (котельная), расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 95,8 кв.м.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 09.11.2009 года, выданного Управление Федеральной регистрационной службы Ивановской области, 09.11.2009 года в ЕГРН произведена регистрация права муниципальной собственности Южского муниципального района на здание школы, как объекта недвижимости, общей площадью 1636,4 кв.м., лит. А, с местоположением: <адрес>.

31.05.2017 года между КУМИ Администрации Южского муниципального района, действующим от имени администрации Южского муниципального района, и Марченко О.Д. по итогам продажи муниципального имущества посредством публичного предложения, заключен договор купли-продажи нежилого здания (школа), назначение: нежилое, 2-х этажный, общей площадью 1636,4 кв.м. с инвентарным номером А, адрес объекта: <адрес>.

29.06.2017 года произведена регистрация права собственности Марченко О.Ю. на данный объект недвижимости с кадастровым номером 37:21:010101:100, в ЕГРН.

Вместе с тем, из представленных доказательств следует, что в указанном задании (школы) в подвальном помещении, расположен объект гражданской обороны (ГО), «противорадиационное укрытие», вместимостью 200 чел, объемом 300 куб.м, общей площадью 100 кв.м, о чем представлены паспорт противорадиационного укрытия от 27.03.1998 года, паспорт противорадиационного укрытия №281 от 01.10.2015 года. Согласно выписке из реестра федерального имущества №289/1 от 07.06.2019 года, объект ГО, имеет инвентарный , с назначением «защитное», встроенное в здание, с местоположением: <адрес>, общей площадью 100 кв.м, и зарегистрирован в реестре федерального имущества за номером В13390001303 220118 на основании Постановления ВС РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 года .

Указанный объект включен в реестр защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Южского района ГУ МЧС России по Ивановской области, с определением класса убежища П-5, общей площадью 100 кв.м., с указанием года ввода в эксплуатацию – 1990 с определением степени готовности к приему укрываемых «ограниченно готово».

Как следует из пояснения, представителя третьего лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Ивановской области Стулова А.В. в судебном заседании, объект гражданкой бороны – «противорадиационное укрытие» класса убежища П-5, расположено в подвальном помещении здания (школа) по адресу: <адрес>, представляет из себя единое помещение, его площадь значиться как 100 кв.м, однако фактически площадь указанного объекта по внутренними параметрам составляет 99,8 кв.м.. Данный объект, из реестра защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Ивановской области, не исключался, периодически им (Стуловым А.В.) как представителем МЧС, в составе комиссий с участием представителей органа местного самоуправления, производятся обследования указанного объекта, который в настоящее время имеет статус ограниченного годного, что не исключает возможности в случае необходимости приведения объекта в пригодное для использования по назначению состояние в минимальные сроки.

Суду представлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования противорадиационного укрытия гражданской обороны от 05.10.2018 года, утвержденный первым заместителем главы администрации Южского муниципального района, согласно которого комиссией, созданной на основании Распоряжения Администрации Южского муниципального района от 01.10.2018 года №624 «а»-р, проведена проверка и оценка готовности к использованию по предназначению защитного сооружения ГО ПРУ (инв. ), по адресу <адрес>, по результатам которых, сделан вывод о не готовности защитного сооружения к приему укрываемых.

Согласно письма Главы администрации Южского муниципального района Ивановской области от 21.03.2016 года, в адрес первого заместителя начальника ГУ МЧС России по Ивановской области, администрацией муниципального образования сообщалось о необходимости для осуществления полномочий в области гражданской бороны и защиты населения на территории муниципального образования защитных сооружений гражданской обороны с категорией «укрытие», согласно представленному перечню, в котором также значится объект ГО по адресу: <адрес>.

Согласно письма главы Южского муниципального района №749 от 28.02.2019 года в адрес начальника ГУ МЧС России по Ивановской области, главой муниципального образования заявлялось ходатайство о снятии с учета ЗСГО в том числе, являющегося предметом настоящего иска, в связи с отсутствием потребности для соответствующей категории населения.

Из представленных доказательств следует, что как, на момент регистрации муниципальной собственности на здание (школа) в 2009 году, так и на момент отчуждения недвижимого имущества в собственность Марченко О.Ю. в 2017 году, органам местного самоуправления было известно о нахождении в составе объекта недвижимости, объекта ГО.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом (пункт 1 Постановления N 10/22).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок создания убежищ).

В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

В частности, в режиме повседневной деятельности допускается использование встроенных защитных сооружений гражданской обороны в качестве помещений для учебных занятий и складских помещений для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения (пункт 3.1.2).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища.

Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и СанктПетербурга и муниципальную собственность" (далее - постановления от 27.12.1991 N 3020-1).

При разграничении государственной собственности объекты гражданской обороны были переданы в федеральную собственность в силу пунктов 1 и 2 раздела 3 приложения N 1 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1.

В силу с п. 6 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имущество, которое определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности.

Согласно п. 2.1.37 Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» установлен запрет приватизации защитных сооружений гражданской обороны.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия. К указанным объектам относятся встроенные убежища гражданской обороны.

В силу прямого законодательного запрета спорное встроенное укрытие, не могло передаваться в собственность иным лицам, в том числе муниципальную собственность.

Согласно п.1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Аналогичная норма содержится в ч.1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, Российская Федерация является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.

Из представленных суду доказательств, что также не оспаривалось сторонами по делу, следует, что объект ГО, несмотря на внесение записей в ЕГРН о регистрации права муниципальной собственности в 2009 году и права собственности Марченко О.Д.. в 2017 году на здание школы в целом, из владение РФ не выбывал.

Указанный факт исключает как фактическую передачу спорного объекта ГО в муниципальную собственность, так и переход права собственности на данный объект к ответчику Марченко О.Д. в результате сделки купли-продажи муниципального имущества.

Как указывает Конституционный Суд РФ в Определении от 27.09.2016 N 1748-О, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производимая соответствующим учреждением, будучи юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права.

Из текста решения Ивановского областного Совета народных депутатов 21-го созыва Малый Совет №86 от 08.07.1992 года, не следует, что в муниципальную собственность Южского района передан объект ГО в составе здания школы в с. Хотимль.

При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных положений законодательства и нормативных актов, постановление Главы администрации Южского муниципального района Ивановской области от 30.09.2009 года №674, об отнесении к собственности Южского муниципального района Ивановской области нежилого здания (школы), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1636,4 кв.м, а также договор купли-продажи муниципального имущества от 31.05.2017 года, в части передачи спорного помещения отнесенного к объектам ГО, являются ничтожными, и, как следствие, не влекут правовых последствий, поскольку в рассматриваемом случае спорное помещение из состава федеральной собственности не выбывало и не подлежало отчуждению не только по причине неуправомоченности отчуждателя, но и ввиду ограниченности в обороте.

К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (п.2 Постановления N 10/22).

В силу п.52 Постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, а в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Представителем ответчика Марченко О.Д. в суд представлены выписки из единого государственного реестра недвижимости от 17.07.2020 года, согласно которым, произведено выделение, спорного объекта ГО, 17.07.2020 года он поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 37:21:010101:334 с адресной частью: <адрес>, подвал, помещение 15, площадью 99,8 кв.м.. 17.07.2020 года произведена регистрация права собственности Марченко О.Д. на указанный объект в ЕГРН.

При установленных и вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в данном случае нарушение права собственности Российской Федерации путем внесения недостоверной записи в ЕГРН не связано с лишением владения и права собственника указанного объекта ГО и неопределенного круга лиц, могут быть восстановлены путем признания отсутствующим права собственности Марченко О.Д. на спорный объект недвижимого имущества и признании права собственности на него Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В соответствии с абз. 2 ч.4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Признание иска ответчиками не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не нарушает требования закона, не противоречит представленным сторонами доказательствам, и совершено в рамках предоставленных представителям полномочий.

Признание исковых требований оформлено в письменном виде, в судебном заседании представителям ответчиков разъяснены порядок и последствия данного процессуального действия.

При изложенных обстоятельствах, суд считает возможным принять признание исковых требований прокурора представителем Администрацией Южского муниципального района и КУМИ Администрации Южского муниципального района, а также представителем Марченко О.Д., что в том числе является основанием для удовлетворения иска.

В силу пункта 52 Постановления N 10/22 настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на спорный объект и аннулирования записи о праве собственности на этот объект за Марченко О.Д.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Южского района Ивановской области Волковой Н.А. к Администрации Южского муниципального района Ивановской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Южского муниципального района Ивановской области и Марченко О. Д. удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности у Марченко О. Д. на недвижимое имущество – помещение, по адресу: <адрес>, подвал, помещение 15, с кадастровым номером площадью 99,8 кв.м., являющееся объект гражданской обороны с инвентарным номером 281-38, общей площадью 99,8 кв.м., с назначением – защитное, встроенное в здание.

Признать право собственности Российской Федерации на объект гражданской обороны с инвентарным номером , с назначением – защитное, с кадастровым номером площадью 99,8 кв.м., по адресу: <адрес>, подвал, помещение 15.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на спорный объект и аннулирования записи о праве собственности на этот объект за Марченко О.Д..

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

    Судья                     подпись            Пятых Л.В.

2-118/2020 ~ М-28/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Южского района
Ответчики
КУМИ администрации Южского муниципального района
Администрация Южского муниципального района
Марченко Олег Дмитриевич
Другие
Ммитрофанов Виктор Алексеевич
Гордеева Ирина Владимировна
Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвыйчайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Ивановской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Ивановской области
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Пятых Любовь Васильевна
Дело на сайте суда
palehsky--iwn.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2020Передача материалов судье
24.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.03.2020Предварительное судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
30.06.2020Производство по делу возобновлено
17.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020Дело оформлено
13.05.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее