Судья – Распопин В.В. Дело № 7-88/2020 г. УИД № 83RS0001-01-2019-001833-86
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нарьян-Мар 5 июня 2020 г.
Председатель судебной коллегии по административным делам, судья суда Ненецкого автономного округа Лисицын А.А.,
при помощнике судьи в качестве секретаря судебного заседания Ляпуновой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чибисова Сергея Владимировича на решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 13 марта 2020 года, которым
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу Белоконь И.В. от 15 июля 2019 г. № 083/04/14.9-57/2019, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, в отношении Чибисова С.В., оставлено без изменения,
установил:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее – Ненецкое УФАС России) Белоконь И.В. от 15 июля 2019 г. № 083/04/14.9-57/2019 заместитель руководителя Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа – начальник управления природных ресурсов и экологии, председатель аукционной комиссии Чибисов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
С указанным постановлением не согласился Чибисов С.В. и обжаловал его в суд.
Решением судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 13 марта 2020 года постановление руководителя Ненецкого УФАС России Белоконь И.В. от 15 июля 2019 г. № 083/04/14.9-57/2019 оставлено без изменения.
С данным решением не согласился Чибисов С.В., в своей жалобе просит постановление должностного лица и решение судьи Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Не соглашается с выводами должностного лица, изложенными в постановлении по делу об административном правонарушении, а также с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, о допущенных им нарушениях законодательства Российской Федерации о защите конкуренции. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка всем доводам, изложенным в его жалобе.
Ссылается на отмену арбитражным судом решения Ненецкого УФАС России от 11 декабря 2018 года, которым установлено нарушение антимонопольного законодательства, повлекшее привлечение его к административной ответственности.
Указывает, что пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не содержит запрета на участие в торгах юридических лиц, руководителями которых являются работники организатора, заказчика.
Обращает внимание на то, что постановлением руководителя Ненецкого УФАС России от 15 июля 2019 года пункт 10 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования ему, как должностному лицу, не вменялся.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, оснований для отмены судебного решения не нахожу.
Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, действий (бездействия), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2016 г. № 1248-р «О проведении аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта» утверждены документация об открытом аукционе № 10 и состав аукционной комиссии, председателем которой назначен Чибисов С.В.
12 декабря 2016 года на официальном сайте в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru размещена информация о проведении открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 10 февраля 2017 года аукционная комиссия приняла решение о признании аукциона несостоявшимся и о заключении договора водопользования с акционерным обществом «Ненецкая нефтяная компания», как единственным участником аукциона. Данный договор был заключен 20 марта 2017 года.
Также из материалов дела следует, что распоряжением Управления имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа от 30 июня 2016 г. № 1017 Чибисов С.В. включен в состав совета директоров акционерного общества «Ненецкая нефтяная компания».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В силу части 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждается Правительством Российской Федерации.
Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230.
Пунктами 5 и 10 данных Правил определено, что при проведении аукциона не допускаются: создание преимущественных условий для отдельных лиц или группы лиц, в том числе предоставление доступа к конфиденциальной информации; осуществление организатором аукциона координации деятельности участников аукциона, в результате которой ограничивается либо может ограничиваться конкуренция между участниками аукциона или ущемляются их интересы; необоснованное ограничение доступа к участию в аукционе.
Членами аукционной комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах аукциона, в том числе физические лица, подавшие заявки либо состоящие в штате организаций, подавших заявки, а также физические лица, которые являются аффилированными по отношению к участникам аукциона, в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников аукциона.
В случае выявления в составе комиссии указанных лиц организатор аукциона обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах аукциона и на которых не способны оказывать влияние участники аукциона.
Таким образом, являясь членом органа управления (совета директоров) акционерного общества «Ненецкая нефтяная компания», Чибисов С.В. был не вправе входить в состав аукционной комиссии.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе решением комиссии Ненецкого УФАС России от 11 декабря 2017 года, которым в действиях (бездействии) организатора торгов признано нарушение пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 10 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230, выразившееся в участии организатора торгов (работников организатора) в открытом аукционе, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке.
Указанное решение комиссии Ненецкого УФАС России признано соответствующим требованиям закона решением арбитражного суда Архангельской области от 5 июня 2019 года по делу № А05П-107/2019.
При этом, вопреки доводам жалобы Чибисова С.В., постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2019 года, которым указанное решение суда первой инстанции от 5 июня 2019 года было отменено, в последующем было отменено постановлением суда кассационной инстанции – Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 февраля 2020 года.
Факт совершения административного правонарушения подтверждены доказательствами, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и в последующем судья Нарьян-Марского городского суда пришли к правильному выводу о доказанности вины Чибисова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
При этом в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении должностные лица Ненецкого УФАС России подробно проанализировали правовые акты (должностные регламенты, распоряжения), определяющие должностной статус и полномочия (права и обязанности) Чибисова С.В., тем самым обосновав свои выводы о неисполнении им возложенной на него обязанности по исполнению требований антимонопольного законодательства.
Доводы жалобы о том, что пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» не предусматривает запрета на участие в торгах юридических лиц, руководителями которых являются работниками организатора, заказчика, суд признает несостоятельными.
Статьей 17 Федерального закона «О защите конкуренции» установлены общие требования к торгам и запреты на совершение определенных действий, перечень которых не является исчерпывающим. Требования к проведению торгов могут быть конкретизированы в специальных нормах (правилах), регулирующих проведение торгов в конкретной сфере правоотношений.
Порядок проведения аукциона на право заключения договора водопользования определен Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230, пунктом 10 которых установлен запрет на членство в аукционной комиссии лиц, входящих в органы управления участников аукциона, и установлено требование о замене в этом случае члена комиссии на другое лицо, которое не исполнено организатором торгов.
Невыполнение организатором торгов требований указанных Правил обоснованно воспринято Ненецким УФАС России как нарушение нормы пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», которая направлена на обеспечение действительной состязательности при проведении торгов, на выявление лучшего предложения, что может быть достигнуто, прежде всего, при отсутствии какой-либо изначальной заинтересованности организатора торгов в определении его победителя, а также в условиях независимости аукционной комиссии в процессе принятия того или иного решения.
Участие в аукционе организации, в состав органов управления которой входит председатель аукционной комиссии, свидетельствует о наличии конфликта интересов между организатором торгов и участником аукциона, что приводит к искажению сущности проведения этого аукциона.
Вопреки доводам жалобы, как в протоколе по делу об административном правонарушении от 10 июля 2019 года, так и в постановлении по делу об административном нарушении от 15 июля 2019 года, имеется указание на нарушение пункта 10 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230, повлекшее несоблюдение организатором проведения аукциона требований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Все доводы жалобы об отсутствии в действиях (бездействии) Чибисова С.В. признаков административного правонарушения судом первой инстанции были проанализированы и им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание назначено Чибисову С.В. в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и с учетом всех значимых для дела обстоятельств, в связи с чем не может быть признано незаконным, необоснованным или несправедливым.
Обстоятельств, которые в силу требований КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого решения судьи Нарьян-Марского городского суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 14.9 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░