7п-160/2022
Р Е Ш Е Н И Е
12 мая 2022 года город <данные изъяты>
Судья <данные изъяты> областного суда Климова А.А., рассмотрев жалобу С.А.Н. на постановление судьи <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от 2 марта 2022 года,
у с т а н о в и л :
постановлением судьи <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от 2 марта 2022 года С.А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
В жалобе С.А.Н. считает решение судьи незаконным, постановленным с нарушением действующего законодательства Российской Федерации. Сообщает о том, что, вернувшись 10 марта 2021 года в Российскую Федерацию из Танзании, он прошел тест на «COVID-2019» методом ПЦР 12 марта 2021 года, который дал отрицательный результат. Результат теста на «ЕПГУ» не разместил, так как полагал, что он загрузится на портал автоматически. Вакцинация против заболевания «COVID-2019» пройдена им в феврале 2021 года перед поездкой в Танзанию. Ссылаясь на действующие с 7 июля 2021 года изменения, внесенные в пункт 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», освободившие от обязанности прохождения лабораторного исследования на «COVID-2019» методом ПЦР лиц, вакцинированных против «COVID-2019» в течение последних 12 месяцев или перенесших в последние 6 месяцев заболевание «COVID-2019», настаивает на отмене обжалуемого постановления судьи о назначении наказания и прекращении производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
С.А.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы заказной корреспонденцией, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
С учетом надлежащего извещения С.А.Н. считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие. Явка С.А.Н. не является обязательной.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (части 3 статьи 29).
В статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ закреплена обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 марта 2020 года вынесено постановление № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
Пунктом 2.2 данного Постановления (в редакции, действовавшей в марте 2021 года) на граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации была возложена обязанность в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Как следует из материалов дела, обжалуемым постановлением судьи от 2 марта 2022 года С.А.Н. признан виновным в том, что в нарушение пункта 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.п. 2.2 п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», прибыв 10 марта 2021 года на территорию Российской Федерации из Танзании, до 14 марта 2021 года не разместил информацию о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) посредством заполнения формы «Предоставление сведений о результатах лабораторного исследования на новую короновирусную инфекцию для прибывших на территорию Российской Федерации», и его действия квалифицированы по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно изменениям, внесенным 2 июля 2021 года в указанный выше пункт 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ, граждане Российской Федерации, прибывающие на территорию Российской Федерации, вакцинированные против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или перенесших в последние 6 месяцев заболевание COVID-19, освобождены от обязанности проходить лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и размещать информацию о его результате в ЕПГУ.
Эти изменения улучшают положение данной категории лиц, поскольку освобождают их от указанной выше обязанности.
Согласно сведениям, содержащимся в жалобе С.А.Н. и в сообщении, представленном в Архангельский областной суд 29 апреля 2022 года и.о. министра здравоохранения <данные изъяты> области Русиновой Т.В. из Федерального регистра вакцинированных, в отношении С.А.Н. была выполнена иммунизация против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) вакциной «Гам-КОВИД-Вак», первый этап -12 января 2021 года, второй этап - 2 февраля 2021 года.
Следовательно, на день прибытия С.А.Н. 10 марта 2021 года на территорию Российской Федерации из Танзании он был вакцинирован против COVID-19 в течение последних 12 месяцев.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений не только в КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О, от 27 сентября 2016 года № 2017-О).
В силу пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признании утратившими силу закона или его положений, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Поскольку изменения, внесенные 2 июля 2021 года в п.п. 2.2 п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», улучшили положение С.А.Н., совершившего административное правонарушение, они имеют обратную силу, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежало прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Изложенные выше обстоятельства и положения закона не были учтены судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем постановление судьи <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от 2 марта 2022 года о назначении административного наказания С.А.Н. является незаконным, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению по основанию, предусмотренному п. 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении С.А.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, отпали. Неразмещение иных сведений в Едином портале государственных и муниципальных услуг в вину С.А.Н. не вменяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 6.3 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░