72RS0025-01-2023-003516-21
Дело № 2-5164/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 18 мая 2023 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Михайловой И.Э.
при секретаре Багровой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черезовой Г.И. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Черезова Г.И. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области (с учетом уточнения исковых требований) о признании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» незаконным, обязании ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы Черезовой Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1:1,6, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как 1:1, обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости было отказано, в специальный страховой стаж не были включены указанные спорные периоды. Истец считает, что данные спорные периоды в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в том числе в льготном исчислении, в связи с чем решение об отказе в их учете подлежит признанию незаконным, истцу надлежит назначить страховую пенсию по старости с момента возникновения права на неё.
Истец Черезова Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области, действующая на основании доверенности, Власова Л.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) было отказано в связи с отсутствием необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости стажа работы в учреждениях здравоохранения – 30 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Как следует из части 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства РФ № 665), принятого в реализацию части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно (далее – Списки) (подпункт «н» пункта 1 постановления Правительства РФ № 665).
Списки содержит наименование должностей «акушерка», «медицинская сестра», наименование учреждения – «больницы всех наименований».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (в том числе отделения хирургического профиля стационаров учреждений (в том числе акушерское, акушерское патологии беременности, хирургическое), наименование должностей – «акушерки», «операционные медицинские сестры»), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Из справки уточняющей занятость на соответствующих должностях, выданной ГБУЗ ТО «<данные изъяты>), от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Черезова Г.И. работала в «Городской клинической больнице №» <данные изъяты> в должности акушерка (постоянно, на 1 ставку) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отделении <данные изъяты> в должности операционная медицинская сестра (постоянно, на 0,25 ставки, по совместительству) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением периодов: отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вышла ДД.ММ.ГГГГ на основании лицевого счета. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Городская клиническая больница №» переименована в <данные изъяты> №», на основании распоряжения Администрации г.Тюмени от № от ДД.ММ.ГГГГ МУМЛПП «Городская клиническая больница №» <данные изъяты> №», на основании распоряжения Губернатора Тюменской области от 24.12.2003 №, приказа департамента здравоохранения администрации Тюменской области от 24.12.2003 № муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение «Городская клиническая больница №» переименовано в государственное лечебно-профилактическое учреждение Тюменской области «Областная клиническая больница №», в настоящее время после ряда переименований указанное учреждение здравоохранения носит наименование – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «<данные изъяты>).
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Истцу не были зачтены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, засчитывается период работы в организациях, имеющих единственную организационно-правовую форму – «учреждение», «предприятие» по своей организационно-правовой форме учреждениями не являются.
Следует отметить, что цели и предмет деятельности данной медицинской организации – лечебная деятельность, в связи с её переименованием в муниципальное унитарное медицинское лечебно-профилактическое предприятие <данные изъяты> больница №», не изменились.
При этом, периоды работы истца предшествующие и следующие за переименованием «<данные изъяты> больница №» в муниципальное унитарное медицинское лечебно-профилактическое предприятие зачтены в стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, при этом характер профессиональной работы и должность истца в связи переименованием не изменились.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности установить тождественность должностей, которые занимала истец в указанной медицинской организации до и после её переименования в муниципальное унитарное медицинское лечебно-профилактическое предприятие.
Таким образом, исковые требования о признании решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» незаконным, обязании ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы Черезовой Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1:1,6, подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включатся периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальной (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № (далее – Правила), при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ – на основании сведений индивидуального персонифицированного учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 11 Правил документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фона Российской Федерации на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ следует, что целями индивидуального персонифицированного учета являются в том числе создание условий для назначения страховых накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о страже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый – третий статьи 3 Федерального закона № 27-ФЗ).
В силу пунктом 1, 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ страхователи представляют в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами трудами каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированного на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение ими такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиями статьей 59, 60 ГПК РФ.
Из трудовой книжки истца, справки уточняющей характер работы или условия труда, выданной ГБУЗ ТО «ОКБ №», от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Черезова Г.И. работала полный рабочий день, на 1 ставку в должности – медицинской сестры <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности медицинской сестры <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности медицинской сестры. В настоящее время после ряда переименований и реорганизаций учреждение здравоохранения носит наименование ГБУЗТО <данные изъяты> №».
С учетом изложенного, исковые требования об обязании ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы Черезовой Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как 1:1, подлежат удовлетворению.
Также с учетом выполнения требований пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ подлежат удовлетворению исковые требования об обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черезовой Г.И. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Черезовой Г.И. страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области включить Черезовой Г.И. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы Черезовой Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как 1:1,6, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как 1:1.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тюменской области назначить Черезовой Г.И. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г.Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 25 мая 2023 года.
Председательствующий: И.Э. Михайлова