Дело № 2-267/2022
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2022 года.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Костюченко К.А.,
при секретаре Скакалиной Т.А.,
с участием помощника прокурора Квеквескири М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" о понуждении обеспечить антитеррористическую защищенность объектов учреждения,
У с т а н о в и л :
Прокурор Ловозерского района Мурманской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил обязать ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" (далее – ответчик) обеспечить антитеррористическую защищённость объектов учреждения. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищённости объектов здравоохранения установлено, что ответчиком указанные требования исполняются не в полном объёме, а именно не назначена комиссия по обследованию и категорированию фельдшерско-акушерского пункта в селе Краснощелье и поликлиники в селе Ловозеро Ловозерского района Мурманской области, обследование и категорирование указанных объектов не проведено, паспорта безопасности отсутствуют; на территории ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" в пгт. Ревда не обеспечено непрерывное видеонаблюдение потенциально опасного участка – территории со стороны лесного массива в месте отсутствия 33 м внешнего ограждения; не разработан порядок работы со служебной информацией ограниченного доступа, то есть не обеспечена защита служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта; не разработаны порядок эвакуации посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении в учреждении, а также порядок действий работников объекта при получении подозрительных почтовых отправлений; на большинстве схем эвакуации с территории поликлиники и стационарного отделения ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" не нанесены условные обозначения, позволяющие определить местонахождение лица в момент их использования.
15 марта 2022 года по факту выявленных нарушений закона прокуратурой района в адрес ответчика вынесено представление с требованием об их устранении, которое рассмотрено 14 апреля 2022 года, с выявленными нарушениями ответчик согласился, однако до настоящего времени они не устранены. Поскольку действия ответчика нарушают права работников и посетителей ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" на комплексную безопасность и антитеррористическую защищённость, просит суд в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязать его устранить выявленные недостатки.
В судебном заседании помощник прокурора Ловозерского района Мурманской области Квеквескири М.Г. поддержал исковые требования и привёл доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель ответчика, извещённый о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в своё отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление и дополнения к нему, из которых следует, что исковые требования он признает. Также указал, что указанные в иске нарушения возникли из-за недостатка финансирования. В 2022 году ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" Министерством здравоохранения Мурманской области выделено 190 000 рублей на установку ограждения территории учреждения в пгт. Ревда и 129 000 рублей на установку системы видеонаблюдения. 22 июля 2022 года заключён контракт на установку ограждения со сроком выполнения до 30 сентября 2022 года, на денежные средства, выделенные на установку системы видеонаблюдения, закуплены две камеры видеонаблюдения и система слежения, однако выделенных денежных средств для выполнения исковых требований в полном объёме недостаточно. Нарушения, не требующие финансовых вложений, устраняются, выполнение их находится на особом контроле.
Представитель третьего лица – Министерства здравоохранения Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее – Закон) к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона антитеррористическая защищённость объекта (территории) представляет собой состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
На основании п. 3.1 ст. 5 Закона юридические лица обеспечивают выполнение требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требования к антитеррористической защищённости объектов Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8 (далее – Требования).
Согласно п. 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) с учётом возможных последствий совершения террористического акта проводится их категорирование. Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
В силу п. 7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).
Комиссия назначается в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований; при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию (п. 9 Требований).
На каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории) (п. 31 Требований).
Подпунктами "а" - "е" п. 15 Требований установлено, что антитеррористическая защищённость объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения; на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории); на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости объекта (территории); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии с п. 16 Требований в перечень мероприятий, которые должны быть осуществлены в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории, входят, в том числе, оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учётом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (п.п. "б" п. 16 Требований); обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости объекта (территории), которое достигается посредством установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения (пп. "д" п. 16 Требований); разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении (пп. "к" п. 16 Требований); разработка порядка действий работников объекта (территории) при получении подозрительных почтовых отправлений(пп. "о" п. 16 Требований).
Как следует из материалов дела и установлено судом прокуратурой Ловозерского района Мурманской области в период с 15 по 16 марта 2022 года проведена проверка соблюдения ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" требований законодательства в сфере антитеррористической защищённости объектов учреждения.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в деятельности ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" выявлены следующие нарушения:
- не назначена комиссия по обследованию и категорированию следующих объектов ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ": фельдшерско-акушерского пункта в селе Краснощелье и поликлиники в селе Ловозеро, обследование и категорирование указанных объектов не проведено, паспорта безопасности объектов отсутствуют (нарушение п. 5, 7, 9, 31 Требований);
- на территории ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" в пгт. Ревда не обеспечено непрерывное видеонаблюдение потенциально опасного участка – территории со стороны лесного массива в месте отсутствия 33 м внешнего ограждения (нарушение п.п. "б" п. 16 Требований);
- не разработан порядок работы со служебной информацией ограниченного доступа, то есть не обеспечена защита служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (нарушение п.п. "д" п. 16 Требований);
- не разработаны порядок эвакуации посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении в учреждении, а также порядок действий работников объекта при получении подозрительных почтовых отправлений (нарушение пп. "к, о" п. 16 Требований).
Кроме того на большинстве схем эвакуации с территории поликлиники и стационарного отделения ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" не нанесены условные обозначения, позволяющие определить местонахождение лица в момент их использования.
По выявленным фактам нарушений в адрес главного врача ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" прокуратурой района внесено представление с требованием об их устранении, представление рассмотрено и удовлетворено 14 апреля 2022 года, однако изложенное в нём требование до настоящего времени не исполнено.
Доводы ответчика о том, что указанные прокуратурой нарушения возникли из-за недостатка финансирования, суд признает несостоятельными, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей. Кроме того, антитеррористическая защищённость объектов здравоохранения имеет высокий уровень значимости, поскольку указанные мероприятия направлены на предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с причинением вреда жизни и здоровью посетителей (пациентов) учреждения и его сотрудников.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание позицию ответчика, не возражавшего против удовлетворения иска, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Анализируя предложенный истцом срок для выполнения заявленных требований – в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит его разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 199, 206 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ловозерского района Мурманской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" о понуждении обеспечить антитеррористическую защищенность объектов учреждения удовлетворить.
Обязать ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ" в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить антитеррористическую защищенность объектов учреждения, а именно:
- в целях определения категории степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения организовать и провести обследования поликлиники, расположенной по адресу: <адрес>, и фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, здание 5А;
- составить паспорта указанных объектов и направить их на согласование в органы, определённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года № 8;
- утвердить порядок работы со служебной информацией ограниченного доступа, порядок эвакуации посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении в учреждении, порядок действий работников объекта при получении подозрительных почтовых отправлений;
- обеспечить непрерывное видеонаблюдение потенциально опасного участка на территории ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ", расположенного по адресу: <адрес> – территории со стороны лесного массива в месте отсутствия 33 м внешнего ограждения;
- на схемах эвакуации с территории поликлиники и стационарного отделения ГОБУЗ "Ловозерская ЦРБ", расположенных по адресу: <адрес>, нанести условные обозначения, позволяющие определить местонахождение лица в момент их использования.
Взыскать с ГОБУЗ "ЛЦРБ" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий К.А. Костюченко