копия
Дело №2-792/2019
УИД 32RS0004-01-2019-000766-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2019 года г. Брянск
Володарский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Мастеровой О.Н.,
при секретаре Пригаро М.Г.,
с участием истца Варламовой А.Е., ее представителя Ескиной Т.Н., представителя ответчика Бокова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Варламовой А.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Варламова А.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Володарском районе городского округа г.Брянска о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы с 26.04.1989 года по 30.11.1989 года в должности медицинского статиста в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, с 01.12.1989 года по 20.09.1993 года, с 30.06.1996 года по 31.10.1999 года в должности выездного фельдшера в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, с 09.02.2005 года по 25.03.2005 года, с 29.03.2010 года по 12.05.2010 года, с 11.02.2015 года по 25.03.2015 года курсы повышения квалификации с отрывом от производственной деятельности, с 26.03.2016 года по 31.03.2016 года, с 09.07.2016 года по 18.07.2016 года, с 15.04.2017 года по 24.04.2017 года, с 07.11.2017 года по 16.11.2017 года донорские дни и назначении досрочной пенсии как лицу на протяжении 30 лет, осуществлявшему медицинскую деятельность по охране здоровья населения, с момента обращения. В обоснование иска указала, что спорные периоды подлежат включению в стаж, поскольку в это время за ней сохранялось постоянное место работы, производилась оплата из расчета среднего заработка, производилось отчисление в пенсионный фонд. Курсы повышения квалификации являются обязательным условием выполнения работы по специальности.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе городского округа г. Брянска иск не признал на том основании, что законодательством не предусмотрено включение в стаж спорных периодов.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пп.20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что 01 февраля 2019 года Варламова А.Е. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением ответчика от 28 февраля 2019 года истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа, ответчик не включил спорные периоды в специальный стаж медицинской деятельности истца.
Как следует из материалов дела, Варламова А.Е. в период осуществления медицинской деятельности с 09.02.2005 года по 25.03.2005 года, с 29.03.2010 года по 12.05.2010 года, с 11.02.2015 года по 25.03.2015 года, находилась на курсах повышения квалификации.
На основании статьи 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичная норма содержалась в статье 112 КЗоТ Российской Федерации.
Суд считает необходимым засчитать указанные периоды в специальный стаж истца, поскольку в этот период времени работа истца соответствовала наименованию должности и наименованию учреждения, предусмотренным Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Время нахождения работника на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в соответствии с действующим законодательством расценивается как время работы в той же должности. При этом, прохождение работниками ряда специальностей курсов повышения квалификация является обязательным условием дальнейшего исполнения ими должностных обязанностей.
Таким образом, периоды нахождения Варламовой А.Е. на курсах повышения квалификации с 09.02.2005 года по 25.03.2005 года, с 29.03.2010 года по 12.05.2010 года, с 11.02.2015 года по 25.03.2015 года подлежат включению в ее специальный страховой стаж в календарном исчислении.
В период с 26.03.2016 года по 31.03.2016 года, с 09.07.2016 года по 18.07.2016 года, с 15.04.2017 года по 24.04.2017 года, с 07.11.2017 года по 16.11.2017 года Варламовой А.Е. были предоставлены донорские дни.
В соответствии с Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов" N 125-ФЗ от 20.07.2012 года, государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.12.1998 N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней, работникам, являющимся донорами" (ст. 114 КЗоТ Российской Федерации), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Суд с учетом системного толкования приведенных положений законодательства, считает, что донорские дни в период с 26.03.2016 года по 31.03.2016 года, с 09.07.2016 года по 18.07.2016 года, с 15.04.2017 года по 24.04.2017 года, с 07.11.2017 года по 16.11.2017 года подлежат зачету в специальный страховой стаж Варламовой А.Е., поскольку в эти дни за истцом сохранялся средний заработок.
Как установлено судом, в период с 01.12.1989 года по 20.09.1993 года, с 30.06.1996 года по 31.10.1999 года Варламова А.Е. работала в должности выездного фельдшера в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи.
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до 01.11.1999, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
В соответствии со Списком 1991 года право на пенсию за выслугу лет предоставлялось среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа во включении в специальный стаж истца периодов работы в должности выездного фельдшера до 01.11.1999 года не имелось и они подлежат включению в специальный стаж.
По этим же основаниям подлежит включению в специальный стаж Варламовой А.Е. и период работы с 26.04.1989 года по 30.11.1989 года в должности медицинского статиста в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П за периоды работы до вступления в силу Постановления Правительства РФ N 781 (до 12.11.2002 года) может применяться ранее действующие нормативные акты. То есть при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период.
Учитывая разъяснения п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 14 Постановления N 30 при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон С. от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в данный список включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно п. 2 Постановления N 464, исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений производится из расчета 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца (льготное исчисление для лиц, работавших в сельской местности). Постановление N 464 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Согласно общероссийского классификатора занятий ОК 010-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 года N 298, введенного в действие 01.01.1995 года в составной группе 322 дана характеристика среднего медицинского персонала.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 года N 1183н утверждена номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников. Согласно данной номенклатуре в графе Медицинские работники предусмотрена в качестве должности специалиста со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал): медицинский статистик.
Как видно из единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 23.07.2010 года № 541н к медицинскому статистику предъявляются требования к квалификации: среднее профессиональное образование по медицинским специальностям, аналогичные требования предъявляются к медицинским сестрам, кроме этого медицинский статист должен иметь сертификат специалиста по специальности "Медицинская статистика".
Таким образом, на основании совокупности исследованных по делу доказательств, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.1 ст. 22 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Варламовой А.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Володарском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Включить Варламовой А.Е. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы с 26.04.1989 года по 30.11.1989 года в должности медицинского статиста в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, с 01.12.1989 года по 20.09.1993 года, с 30.06.1996 года по 31.10.1999 года в должности выездного фельдшера в Брянской городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, с 09.02.2005 года по 25.03.2005 года с 29.03.2010 года по 12.05.2010 года, с 11.02.2015 года по 25.03.2015 года курсы повышения квалификации с отрывом от производственной деятельности, с 26.03.2016 года по 31.03.2016 года, с 09.07.2016 года по 18.07.2016 года, с 15.04.2017 года по 24.04.2017 года, с 07.11.2017 года по 16.11.2017 года донорские дни.
Признать за Варламовой А.Е. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Володарский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) О.Н. Мастерова
Копия верна:
Судья О.Н. Мастерова
Секретарь судебного заседания М.Г. Пригаро