РЕШЕНИЕ
28 марта 2022 года город Тула
Судья Советского районного суда г.Тулы Савич Ж.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Позднякова Максима Николаевича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №71-05-507/2021 от 05.10.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Брянская мясная компания» Позднякова Максима Николаевича,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №71-05-507/2021 от 05.10.2021 года Поздняков М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Поздняков М.Н. обратился в Советский районный суд г.Тулы с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении №71-05-507/2021, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, 05.10.2021 года отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указал, что протокол об административном правонарушении №71-05-507/2021 от 20.09.2021 составлен в его отсутствие. Информация о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, от административного органа ему по месту регистрации не поступала, тем самым были существенно нарушены его права на реализацию права, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ. Также указывает на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ по изложенным в жалобе и дополнении к ней основаниям.
В судебное заседание Поздняков М.Н. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, обеспечил явку своего защитника по доверенности Порсик Е.Д.
Защитник Порсик Е.Д. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней, а также дополнениях к жалобе, основаниям. Просила постановление №71-05-507/2021 от 05.10.2021 года отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщил.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено о месте и времени его составления в установленном порядке. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
При этом составление протокола об административном правонарушении в отсутствие надлежащего извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является существенным процессуальным нарушением, установление которого по делу может являться основанием для признания названного протокола ненадлежащим доказательством по делу, полученным с нарушением требованием КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 20.09.2021 года составлен государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора в отсутствие должностного лица Позднякова М.Н.
При этом о составлении протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут генеральный директор ООО «Брянская мясная компания» Поздняков М.Н. извещался по адресу: <адрес>, а также по адресу: e-mail: <данные изъяты>.
Частями 1- 4 ст.25.15 КоАП РФ установлены способы извещения (вызова) лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, а также, что извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Вместе с тем указанное требование законодательства в рамках настоящего дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Позднякова М.Н. соблюдено не было. Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлялось по месту его работы. По месту жительства Позднякова М.Н. извещение должностным лицом Приокского межрегионального управления Росприроднадзора не направлялось. Сведений о получении извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении лично Поздняковым М.Н., в материалах дела не имеется.
С учетом того, что ненадлежащее извещение лица, участвующего в административном деле, лишает предоставленных ему законом гарантий защиты - возможности ознакомиться с материалами дела, представить объяснения по существу предъявленных обвинений, воспользоваться юридической помощью защитника и т.д., то тем самым нарушается принцип законности, определенный ст. 1.6 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные в ходе производства по делу существенные процессуальные нарушения препятствовали полному и всестороннему установлению всех обстоятельств дела, а срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, постановление подлежит отмене, а материалы дела об административном правонарушении возвращению в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №71-05-507/2021 от 05.10.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Брянская мясная компания» Позднякова Максима Николаевича, отменить.
Возвратить материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Брянская мясная компания» Позднякова Максима Николаевича в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Советский районный суд г.Тулы в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья