Дело № 2-1199/2022
УИД: 91RS0022-01-2022-001118-93
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 июля 2022 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришкова ФИО8 к Администрации города Феодосии Республики Крым (третьи лица – Гришкова ФИО9, Гришков ФИО10, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым) о признании незаконным и отмене постановления, обязании совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛ:
В марте 2022 года Гришков Н.Р. обратился в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Администрации города Феодосии Республики Крым № от 27 декабря 2021 года «Об отказе в признании гражданина Гришкова ФИО11 участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» и признать его, Гришкова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» на состав семьи 3 человека, в том числе супруга – Гришкова ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – Гришков ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В обоснование требований указал, что 12 ноября 2021 года им в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым было направлено заявление о признании его, Гришкова ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 3 человека, в том числе его супруга – Гришкова ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын – Гришков ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и включении в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя». Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 декабря 2021 года № «Об отказе в признании гражданина Гришкова ФИО20 участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» ему на состав семьи 3 человека было отказано во включении в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка, на основании подпункта 1 пункта 22 Порядка, в связи с тем, что в личном деле, сформированном на заявителя при постановке на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, уволенного до 18 марта 2014 года, полученном из Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, отсутствуют сведения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, вследствие чего установить дату постановки на учет не представляется возможным. Согласно имеющегося в его распоряжении оригинала выписки из протокола № 1 заседания жилищной комиссии Симферопольского пограничного отряда от 18 мая 2004 года на состав семьи из 3 человек он был поставлен на квартирный учет. Названный документ подтверждает постановку его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении с 18 мая 2004 года. С целью пересмотра ранее принятого ответчиком постановления, 05 марта 2022 года он обратился в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым с заявлением об отмене постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 декабря 2021 года № 4013 и принятии нового постановления Администрации города Феодосии Республики Крым о включении в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года № 384 (с изменениями и дополнениями). В ответе от 16 марта 2022 года № 2-44/5356/1 Администрация города Феодосии Республики Крым ему сообщила, что в случае несогласия с постановлением от 27 декабря 2021 № 4013 он имеет право его обжаловать в судебном порядке. Считает постановление Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 декабря 2021 года № 4013 незаконным, необоснованным, нарушающим его права и подлежащим отмене.
Ссылаясь на вышеприведенное, на Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (протокол судебного заседания от 12 мая 2022 года).
Истец Гришков Н.Р. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, его представителем – Сахновским П.В., действующим на основании доверенности, подано заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик – Администрация города Феодосии Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, его представителем – Французовой Д.А., действующей на основании доверенности, было подано ходатайство, в котором она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города Феодосии Республики Крым, указав при этом, что в связи с тем, что основанием для вынесения Постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 декабря 2021 года № «Об отказе в признании гражданина Гришкова ФИО21 участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» являлось отсутствие сведений о постановке Гришкова Н.Р. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а в настоящее время у истца имеется выписка из протокола № 1 заседания жилищной комиссии Симферопольского пограничного отряда от 18 мая 2004 года, на основании которого Гришкова Н.Р. на состав семьи из 3 человек был поставлен на квартирный учет, истец не лишен возможности повторного обращения в орган местного самоуправления с заявлением о признании его участником мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 116.
Третьи лица – Гришкова А.А. и Гришков Д.Н. в судебное заседание не явились, подали суду заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что исковые требования Гришкова Н.Р. поддерживают в полном объеме.
Третье лицо – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направило и о причинах их неявки суду не сообщило.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку лица, участвующие в деле, и их представители в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии Симферопольского пограничного отряда от 18 мая 2004 года, старший прапорщик Гришков Н.Р. с составом семьи 3 человека, поставлен на квартирный учет, на основании рапорта, поданного им 18 апреля 2004 года на имя начальника Симферопольского пограничного отряда.
На основании приказа № 157-ос «По личному составу (офицеры, прапорщики)» от 01 августа 2006 года Симферопольского пограничного отряда Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины, старший прапорщик Гришков ФИО22, старший техник – начальник отделения обеспечения пограничной комендатуры (отдел Государственной пограничной службы Украины «Феодосия» типа Б), уволенный в запас Вооруженных сил Украины по подпункту «а» пункта 6 статьи 26 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» (окончание срока контракта), исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения. День увольнения – последний день очередного отпуска – 24 августа 2006 года. Выслуга лет на пенсию по состоянию на 24 августа 2006 года составляет: календарных – 21 год 04 месяца 07 дней; льготных – 04 года 03 месяца 11 дней; всего – 25 лет 07 месяцев 18 дней. На военный учет направлен в Феодосийский ГВК АР Крым.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
По смыслу статьей 59 и 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что, в свою очередь, обусловливает особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 № 66-ФЗ), действующим на момент увольнения Гришкова Н.Р. из рядов вооруженных сил, предусматривалось, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15).
Действующей редакцией вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 15).
Также в соответствии с абзацами 1, 12 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Военнослужащие – граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим – гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением – по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
22 марта 2018 года Президентом Российской Федерации издан Указ № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».
В соответствии с частью 3 данного Указа Президента Российской Федерации № 116 порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
27 июня 2018 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 04 июля 2018 года № 517-ЗРК/2018 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее – Закон № 517-ЗРК/2018).
В соответствии с частью 1 статьи 1 указанного Закона № 517-ЗРК/2018 органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым, в том числе, с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно части 4 статьи 1 Закона № 517-ЗРК/2018 порядок учета нуждающихся в жилых помещениях и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения определяются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1003 от 27 августа 2018 года установлен Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации (вместе с «Методикой расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Крым за счет средств, поступающих из федерального бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя»).
Постановлением Совета министров Республики Крым № 384 от 09 августа 2018 года утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее – Порядок № 384).
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 384 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Крым подтверждают нуждаемость граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом № 116.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом № 116.
Органы местного самоуправления запрашивают в порядке межведомственного взаимодействия документы, являющиеся основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 20 Порядка № 384 органы местного самоуправления организуют работу по проверке документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.
В ходе проверки органы местного самоуправления устанавливают соответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям законодательства, после чего в течение 30 рабочих дней принимают решение о признании (отказе в признании) граждан нуждающимися в жилых помещениях с даты их постановки на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, в рамках реализации Указа № 116 и признании (отказе в признании) участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116.
Согласно пункту 22 Порядка № 384 основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением, в соответствии с Указом № 116 и для включения в список является:
1) несоответствие граждан категории, установленной Указом № 116;
2) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
4) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств;
5) отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», Постановления Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года № 384 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», 12 ноября 2021 года Гришковым Н.Р. в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым было направлено заявление о признании его – Гришкова ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи 3 человека, в том числе супруга – Гришкова ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – Гришков ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом № 116 и включении в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 декабря 2021 года № № «Об отказе в признании гражданина Гришкова ФИО26 участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» Гришкову Н.Р. было отказано во включении в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка, на основании подпункте 1 пункта 22 Порядка, в связи с тем, что в личном деле, сформированном на заявителя при постановке на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, уволенного до 18 марта 2014 года, полученном из Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, отсутствуют сведения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем, установить дату постановки на учет не представляется возможным.
04 марта 2022 года Гришков Н.Р. обратился в адрес Администрации города Феодосии с заявлением об отмене постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 27 декабря 2021 года № 4013 и принятии Администрацией города Феодосии Республики Крым нового постановления о включении его составом семьи из трех человек в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года № 384 (с изменениями и дополнениями), приложив к данному заявлению копию выписки из протокола № 1 заседания жилищной комиссии Симферопольского пограничного отряда от 18 мая 2004 года о постановке его и членов его семьи на квартирный учет и копию выписки из приказа Симферопольского пограничного отряда Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины № 157-ос от 01 августа 2006 года «По личному составу (офицеры, прапорщики)».
16 марта 2022 года № 2-44/5356/1 Администрацией города Феодосии Республики Крым Гришкову Н.Р. было сообщено, что постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым № от 27 декабря 2021 года «Об отказе в признании гражданина Гришкова ФИО27 участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» ему на состав семьи 3 человека было отказано во включении в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка, на основании подпункта 1 пункта 22 Порядка, в связи с тем, что в личном деле, сформированном на заявителя при постановке на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, уволенного до 18 марта 2014 года, полученном из Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, отсутствуют сведения о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с чем, установить дату постановки на учет не представляется возможным, и что в случае несогласия с указанным постановлением он имеет право обжаловать его в судебном порядке.
Как следует из материалов гражданского дела, Гришкову Н.Р. на состав семьи 3 человека отказано во включении в список граждан, указанных в пункте 2 Порядка, на основании подпункта 1 пункта 22 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», в соответствии с которым, только те граждане Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории Республики Крым, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года могут быть отнесены и признаны категорией лиц, имеющих право на включение в список граждан участников мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116. Однако, согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии Симферопольского пограничного отряда от 18 мая 2004 года Гришков Н.Р. составом семьи 3 человека был поставлен на квартирный учет по месту прохождения военной службы. Таким образом, начиная с 18 мая 2004 года, истец, уволенный до 18 марта 2014 года, составом семьи из 3 человек был поставлен на квартирный учет по месту прохождения военной службы, как нуждающийся в жилых помещениях, каких-либо надлежащих относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено и при рассмотрении дела не добыто.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, руководящие указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что с 18 мая 2004 года Гришков Н.Р., уволенный до 18 марта 2014 года, составом семьи из 3 человек был поставлен на квартирный учет по месту прохождения военной службы, как нуждающийся в жилых помещениях, отсутствие данных сведений в учетном деле Гришкова Н.Р. являлось единственной причиной отказа Администрации города Феодосии Республики Крым в отказе в признании истца участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Гришкова Н.Р. в части признания его участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» на состав семьи 3 человека, в том числе супруга – Гришкова ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – Гришков ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Что касается исковых требований Гришкова Н.Р. о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Феодосии от 27 декабря 2021 года № «Об отказе в признании гражданина Гришкова ФИО30 участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя», то суд полагает, что данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что Администрацией города Феодосии Республики Крым, в соответствии с пунктом 18 Порядка обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации № 116 от 22 марта 2018 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в порядке межведомственного взаимодействия были затребованы документы, являющиеся основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а именно – учетное дело, сформированное на заявителя при постановке на учет в воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, в котором отсутствовала выписка из протокола № заседания жилищной комиссии Симферопольского пограничного отряда от 18 мая 2004 года, отсутствие которой в личном деле Гришкова Н.Р. и явилось основанием для принятия оспариваемого истцом постановления Администрации города Феодосии от 27 декабря 2021 года №, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены указанного постановления.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований Гришкова Н.Р.
Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2022 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░31 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░32 ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░ 2018 ░░░░ № 116 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░33, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░ – ░░░░░░░ ░░░34, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░35 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.