Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 18 апреля 2024 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,
с участием представителя административного истца Спириной О.В.,
представителя заинтересованного лица Сухова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-79/2024 (3а-2325/2023) по административному исковому заявлению Парамзина О.Н. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
- земельного участка, площадью 1496 кв.м,с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 347 231, 90 рублей;
- здания, площадью 678, 8 кв.м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 111 587, 09 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами №, №, кадастровая стоимость которых определена на дату кадастровой оценки в размере, не соответствующем рыночной стоимости каждого объекта, определенной отчетами об оценке, что влечет нарушение прав и обязанностей административного истца, как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в дополнительных пояснениях на административный иск об оставлении разрешения административного иска на усмотрение суда. Рыночная стоимость рассматриваемых объектов с кадастровым номером №, определенная в отчете об оценке, и с кадастровым номером №, определенная в заключение эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся объекты.
Административные ответчики Правительство Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица администрация муниципального района Красноярский Самарской области, администрация с.п. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.
Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участников дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
- земельный участок с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 1469 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для размещения сервисного центра автомобилей,
- здание с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 678, 8 кв.м, назначение: нежилое, наименование: здание сервисного центра автомобилей.
20.01.2022 в ЕГРН внесены сведения об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № в соответствии с приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2451 от 25.11.2021 по состоянию на 01.01.2021 в размере 9 087 404, 33 рубля, дата начала применения кадастровой стоимости 01.01.2022.
16.01.2023 в ЕГРН внесены сведения об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № в соответствии с приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2023 по состоянию на 01.01.2022 в размере 2 986 388, 86 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости 01.01.2023.
Административный истец, будучи собственником указанных объектов, является плательщиком налога физических лиц. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 18.10.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 23-570 и № 23-569 от 02.10.2023 оценщика Болдыревой Л.Н. независимой оценочной компании Союз «Торгово-промышленная палата Самарской области» об определении рыночной стоимости объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 347 231 рубль 90 коп., объекта с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 111 587 рублей 09 коп.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследовав отчет об оценке объекта недвижимости, по инициативе ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» и в связи с возникшими сомнениями судом с целью определения рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № назначена судебная экспертиза определением суда от 21.11.2023, производство которой поручено ООО «Агентство оценки «САМЭКС- Групп». При этом, замечаний, сомнений в отчете об оценке № 23-570 оценщика Болдыревой Л.Н экспертного учреждения Союз «Торгово-промышленная палата Самарской области» о рыночной стоимости объекта с кадастровым номером № у участников дела и суда не возникло.
Заключением эксперта Попова В.В. ООО «Агентство оценки «САМЭКС- Групп» определена рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 826 024 рубля.
Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы от участников процесса не поступило, ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы не последовало.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы о рыночной стоимости объекта с кадастровым номером № на дату определения кадастровой стоимости 01.01.2022 не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке объекта недвижимого имущества эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основывается на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектав недвижимого имущества, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.
Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена.
При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимых доказательств рыночной стоимости рассматриваемых объектов с кадастровым номером № отчет об оценке № 23-570 оценщика Болдыревой Л.Н. независимой оценочной компании Союз «Торгово-Промышленная палата», с кадастровым номером № заключение эксперта Попова В.В. ООО «Агентство оценки «САМЭКС- Групп».
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение их в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого объекта равной их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта и в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 18.10.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Парамзина О.Н. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 826 024 рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 347 231 рубль 90 коп.
Датой подачи заявления в суд считать 18.10.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 27.04.2024.
Судья И.А. Щетинкина