Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-3/2023 (12-657/2022;) от 08.11.2022

Судья Ужицына А.Р. дело № 12-3/2023 (12-657/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 03 марта 2023 года

Судья Самарского областного суда Горьков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заявителя жалобу защитника Кораблиной Ю.А., действующего на основании ордера адвоката в интересах Бегуна Д.С., на постановление судьи Кировского районного суда г. Самары от 17.10.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бегуна Д.С.,

установил:

постановлением судьи Кировского районного суда г. Самары от 17.10.2022 Бегун Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник Кораблина Ю.А. просит отменить судебное постановление как незаконное, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, Бегун Д.С. в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав поддержавшего их защитника Кораблину Ю.А., возражения составившего протокол об административном правонарушении участкового-уполномоченного полиции ФИО7, показания допрошенных в качестве свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО8, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.

В соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится, в том числе, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Постановлением Совета Федерации Федерального собрания РФ № 35-СФ от 22.02.2022 дано согласие Президенту РФ в соответствии с частью статьи 102 Конституции РФ на использование Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил РФ, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за переделами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статьей 27 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года № 71 и № 72 признаны суверенными и независимыми государствами Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика.

24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации Путиным В.В. принято решение о проведении специальной военной операции на территории вышеуказанных республик.

Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 с 21.09.2022 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в публичных действиях, направленных, в том числе, на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.

Как усматривается из материалов дела, 11.10.2022 в 13:26 Бегун Д.С., находясь <адрес>, разместил в информационной коммуникативной сети интернет «Telegram» на телеграмм-канале «Бегун» сетевой адрес <адрес>, находящемся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, искажающие сведения о призыве в рамках мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации «хромых, косых, слепых» людей, публично дискредитировав тем самым использование Вооруженных Сил Российской Федерации, действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности в рамках одобренного Постановлением Совета Федерации Федерального собрания РФ № 35-СФ от 22.02.2022 использования Вооруженных сил Российской Федерации за её пределами в специальной военной операции, объявленной решением Президента РФ от 24.02.2022.

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения, вследствие отсутствия в размещенном 11.10.2022 Бегуном Д.С. тексте о призыве в рамках частичной мобилизации «хромых, косых, слепых» информации о Вооруженных Силах Российской Федерации, являются несостоятельными.

В обоснование вышеуказанного довода сторона защиты ссылается на представленное в суд апелляционной инстанции заключение комиссии специалистов от 21.11.2022 (т.1 л.д. 73-101), в котором в ответах на вопросы № 2, 3 делается вывод о том, что в представленных текстах отсутствуют сведения о Вооруженных Силах Российской Федерации, в обоснование чего члены комиссии экспертов, фактически выйдя за пределы своих полномочий в связи юридической оценкой статуса лиц, призванных в рамках частичной мобилизации, указывают, что эти лица не имеют отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации.

Оценивая названное выше заключение комиссии специалистов, суд апелляционной инстанции не может признать его в качестве допустимого доказательства и согласиться с приведенными в нем выводами о том, что призванные в рамках частичной мобилизации граждане не имеют отношения к Вооруженным Силам Российской Федерации, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ, Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» от 21.09.2022 № 647, граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.

Допрошенные в суде апелляционной инстанции в качестве свидетелей ФИО10, ФИО8, ФИО11 показали, что были призваны на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в рамках объявленной Президентом Российской Федерации частичной мобилизации. В настоящее время их военная часть расквартирована в <адрес> ФИО4 <адрес>, где они проходят подготовку для участия в объявленной Президентом РФ специальной военной операции, среди мобилизованных нет «хромых, косых, слепых», размещенная Бегуном Д.С. в социальной сети интернет информация об этом является ложной.

При указанных выше обстоятельствах, учитывая, что в тексте, размещенном 11.10.2022 в информационной коммуникативной сети интернет, Бегун Д.С. доводит до неограниченного круга лиц искажающие действительность сведения о призыве в рамках частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации «хромых, косых, слепых» людей, тем самым умышленно осуществляет действия, направленные на лишение доверия, подрыв авторитета при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, его действия верно квалифицированы судьей районного суда по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо нарушений Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении Бегуна Д.С., которые могли бы послужить основанием для отмены постановления судьи районного суда, не допущено.

Порядок и срок давности привлечения Бегуна Д.С. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено Бегуну Д.С. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерно содеянному.

Вместе с тем, состоявшееся по делу постановление подлежит изменению, исходя из следующего.

Согласно заключению комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы № 300/2725/5-4, № 20/2726/5-4 от 27.02.2023, в опубликованном 06.10.2022 Бегуном Д.С. тексте «Губернатору Азарову и главе правительства Кудряшову…» содержится информация о негативном характере исполнения государственными органами Самарской области своих полномочий в сфере организации частичной мобилизации, при этом в указанном тексте отсутствует совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей использования Вооруженных Сил Российской Федерации, то есть его дискредитация.

Частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

При этом в соответствии с частью 2 данной статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В силу статей 59, 63, 84 Устава Самарской области № 179-ГД, принятого Самарской Губернской Думой 18.12.2006 (в редакции от 31.05.2022), государственную власть в Самарской области осуществляют: законодательную - Самарская Губернская Дума; исполнительную - Губернатор Самарской области, Правительство Самарской области, министерства Самарской области и иные органы исполнительной власти Самарской области. Губернатор Самарской области является высшим должностным лицом Самарской области, осуществляющим руководство исполнительной властью в Самарской области. Правительство Самарской области возглавляется первым вице-губернатором - председателем Правительства Самарской области.

Анализ приведенных выше норм применительно к установленным в ходе производства по делу обстоятельствам позволяет прийти к выводу о том, что объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, во вменяемом Бегуну Д.С. деянии по размещению 06.10.2022 информации в сети "Интернет" отсутствует. Распространение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о негативном характере исполнения государственными органами Самарской области своих полномочий в сфере организации частичной мобилизации, состав указанного административного правонарушения, исходя из буквального содержания нормы части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не образует, поскольку Губернатор Самарской области и Председатель Правительства Самарской области не являются государственными органами Российской Федерации и их полномочия не распространяются за пределами территории Российской Федерации.

Расширительное толкование приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является недопустимым при решении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности, с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов и противоречит положениям части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда о наличии в действиях Бегуна Д.С., выразившихся в размещении 06.10.2022 в информационной коммуникативной сети интернет «Telegram» на телеграмм-канале «Бегун» сетевой адрес <адрес> информации о необеспечении мобилизованных граждан необходимыми лекарственными средствами и форменным обмундированием, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными и подлежат исключению из названного судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Кировского районного суда г. Самары от 17.10.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бегуна Д.С. изменить путем исключения из его описательно-мотивировочной части указания на дискредитацию ФИО2 использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, выразившуюся в размещении в информационной коммуникационной сети интернет информации о необеспечении мобилизованных граждан необходимыми лекарственными средствами и форменным обмундированием, в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Кораблиной Ю.А. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке и срок, установленные статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Самарского областного суда п/п Д.В. Горьков

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи______________________________

помощник судьи Кулишова Н.С.

«_______»___________________________ 2023 г.

12-3/2023 (12-657/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Другие
Бегун Д.С.
Сахнов В.П. УУП ОП №1 У МВД РФ по г Самара
Кораблина Ю.А.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Горьков Д. В.
Статьи

ст.20.3.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
08.11.2022Материалы переданы в производство судье
01.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
15.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Судебное заседание
15.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее