Дело № 5-175/2023
УИД №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Пермь 21.07.2023
Судья Кировского районного суда г. Перми Сирина Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мальцевой Д.Д., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Ариповой М.Х.к., переводчика П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ариповой М.Х.к.
установила:
согласно протоколу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях №, составленному инспектором отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по г.Перми, 19.07.2023 в 11:00 час. в отделе полиции № 3 Управления МВД России по г.Перми по <адрес> была выявлена гражданка Республики Узбекистан Арипова М.Х.к., допустившая нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, а именно в период с 23.06.2023 по 26.06.2023, а также с 26.06.2023 по настоящее время Арипова М.Х.к. уклоняется от выезда с территории Российской Федерации по истечении срока пребывания, что является нарушением требований пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Арипова М.Х.к. с событиями, описанными в протоколе, фактически согласилась, показала, что 20.07.2022 прибыла на территорию Российской Федерации, с 25.07.2022 по 22.06.2023 состояла на миграционном учете в <адрес>. 23.08.2022 получила патент, все авансовые платежи по оплате налога на доходы физического лица производила сама, последний авансовый платеж ею был оплачен 21.05.2023, более оплату не производила, поскольку по месту работы в ООО «.......», где она работала упаковщиком, перестали выплачивать заработную плату. 17.06.2023 вместе с супругом Ариповым и шестью согражданами уехала из <адрес> и 18.06.2023 приехала в Пермь для трудоустройства. Муж получил патент на работу и уехал в <адрес> работать на пилораме, а она и еще одна девушка из Узбекистана остались в <адрес>, стали проживать по <адрес> съемном жилье. При попытке трудоустроиться узнала, что законный срок её пребывания истек, поэтому 26.06.2023 на автомобиле пересекли границу Российской Федерации и в этот же день вернулись обратно. Имеет периодические заработки – производит уборку в магазинах, патент на работу не имеет. С мужем, начиная с 18.06.2023, видится только по воскресеньям, он покупает ей продукты и оставляет деньги в среднем по 5 000 руб. В Республике Узбекистан проживает в доме родителей супруга, там же проживает брат её супруга с семьей. С родственниками у неё добрые, семейные взаимоотношения, супруга и ребенка любит. В настоящее время сыну чуть более трех лет, воспитанием сына занимаются родители супруга, они с мужем – высылают деньги на содержание сына.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения Ариповой М.Х.к., судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
При этом, в случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен либо выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из Российской Федерации (абзац 5 пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что Арипова М.Х.к. прибыла на территорию Российской Федерации 20.07.2022 с целью «работа по найму», с 25.07.2022 по 22.06.2023 состояла на миграционном учете по <адрес>. 23.08.2022 получила патент серии №, произвела авансовые платежи – 25.08.2022 – до 23.09.2022, 20.09.2022 – на 3 месяца, то есть до 23.12.2022, 20.12.2022 – до 23.01.2023, 18.01.2023 – на 2 месяца, то есть до 23.03.2023, 12.03.2023 – на 2 месяца, то есть до 23.05.2023 и 21.05.2023 – до 23.06.2023, продлив, таким образом, срок своего пребывания до 23.06.2023. В дальнейшем оплату фиксированных авансовых платежей не производила, в связи с чем в соответствии с положениями статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ срок действия патента серии № от 23.08.2022, с учетом внесенных авансовых платежей, прекратился 24.06.2023. Срок своего дальнейшего пребывания в законном порядке Арипова М.Х.к. не продлила, в связи с чем с 24.06.2023 она находилась на территории Российской Федерации в отсутствие документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации, уклоняясь от выезда, выехала лишь 26.06.2023, при этом вновь вернулась на территорию Российской Федерации в этот же день – 26.06.2023, пребывала на территории Российской Федерации с указанной даты (26.06.2023) и до момента её выявления без документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации, какие-либо меры для решения вопроса о законном пребывании на территории Российской Федерации не принимала.
Указание в протоколе об административном правонарушении от 19.07.2023 № иной, более ранней даты уклонения от выезда с территории РФ (23.06.2023), не ставит под сомнение допустимость данного доказательства и достоверность зафиксированных в нем данных, равно как и не влияет на существо инкриминируемого Ариповой М.Х.к. деяния.
Факт совершения Ариповой М.Х.к. административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 19.07.2023 (л.д. 2), объяснениями Ариповой М.Х.к. (л.д. 3), чек-ордерами на общую сумму 53 550,00 руб. (л.д. 6-7), уведомлениями о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (л.д. 8, 9), информацией базы СПО «Мигрант-1» ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д. 10-12), рапортом инспектора отдела по вопросам миграции Отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) УМВД России по г.Перми от 19.07.2023 об обнаружении в действиях иностранного гражданина Ариповой М.Х.к. признаков административного правонарушения по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ (л.д. 15), копией патента серии № от 23.08.2022.
Представленные в дело доказательства отвечают критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
С учетом вышеизложенного, исходя из обстоятельств дела, подтверждающих нарушение Ариповой М.Х.к. режима пребывания на территории Российской Федерации в период с 24.06.2023 по 26.06.2023, а также с 26.06.2023 и до момента её выявления, действия Ариповой М.Х.к. квалифицируются по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - как нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений в доказанности вины Ариповой М.Х.к. не усматриваю.
Арипова М.Х.к., будучи иностранным гражданином, находясь на территории Российской Федерации, обязана знать и соблюдать требования миграционного законодательства Российской Федерации, а пренебрегая требованиями законодательства Российской Федерации, должна была предвидеть наступление негативных для нее последствий незаконопослушного поведения. Ариповой М.Х.к. заблаговременно было известно о дате окончания срока действия патента, а потому на ней лежала обязанность принять меры к соблюдению требований законодательства страны пребывания, соблюдению установленных на территории Российской Федерации сроков пребывания и заблаговременно позаботиться о продлении срока законного пребывания на территории Российской Федерации либо о своевременном выезде за ее пределы. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что Арипова М.Х.к. была лишена возможности совершить действия, направленные на недопущение нарушения миграционного законодательства страны пребывания, не установлено.
Статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание назначается в пределах установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В ходе рассмотрения дела Арипова М.Х.к. сообщила о раздельном проживании на территории Российской Федерации с супругом (иностранным гражданином), об отсутствии общности быта с ним на территории Российской Федерации, отсутствии иных родственников граждан Российской Федерации и собственного жилья, отсутствии трудовой заняться и о том, что её малолетний сын проживает на территории Узбекистана.
При назначении наказания Ариповой М.Х.к. судья принимает во внимание положения статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, и учитывает: характер совершенного административного правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ, обстоятельства, касающиеся личности Ариповой М.Х.к., наличие в Республике Узбекистан ребенка, с которыми социальные связи не утрачены, его нуждаемость в личном присутствии матери именно на территории Узбекистана, её имущественное положение, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства – совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, равно как и отсутствие сведений о легальном и стабильном источнике дохода и прочных устойчивых семейных и социальных связях на территории Российской Федерации, наличие возможности в Республике Узбекистан осуществлять трудовую деятельность, тот факт, что пребывание Ариповой М.Х.к. не обуславливалось исполнением каких-либо конкретных трудовых обязанностей; отсутствие данных о том, что Арипова М.Х.к. привлекалась к административной ответственности, наличие у неё действительного документа, удостоверяющего личность.
С учетом изложенного, судья считает возможным назначить Ариповой М.Х.к. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Каких-либо сведений, которые указывали бы на то, что назначение Ариповой М.Х.к. наказания в виде административного выдворения, не соответствует преследуемым законом целям и означает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление её права на личную и семейную жизнь, в материалах дела не имеется. Указанная мера наказания является соразмерной и единственно возможной для достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом фактических обстоятельств и характера вменяемого Ариповой М.Х.к. административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда
постановила:
Арипову М.Х.к. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (Две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: .......
Разъяснить, что в соответствии с частью 1.1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 6 статьи 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
Разъяснить положения части 3 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Постановление в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья Е.Г.Сирина