Дело №2-1771/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2023 г. г.Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Голубевой Н.О.
при секретаре судебного заседания Гафарове А.Х.
с участием
представителя истца Администрации города Алушта - Дорониной Т.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Коваленко Н.А..- адвоката Гапеенко М.А.., действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Сташишина В.А..- адвоката Ступиной О.С., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО2, ФИО3 о понуждении к отчуждению земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации <адрес> Огнева Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Коваленко Н.А., Сташишину В.А. о понуждении к отчуждению земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателями земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> являются Коваленко Н.А. и Сташишин В.А... В качестве документа, удостоверяющего личность Коваленко Н.А. указан паспорт гражданина <данные изъяты> Украины в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а документом, удостоверяющим личность Сташишина В.А. указан паспорт гражданина <данные изъяты> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку Коваленко Н.А. и Сташишин В.А. не являются гражданами Российский Федерации, а <адрес> Республики Крым входит в перечень территорий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом изменений внесенных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на которых иностранным гражданам не могут принадлежать на праве собственности земельные участки, а принадлежащие должны быть отчуждены в течение 1 года с момента регистрации такого права, земельный участок, собственниками которого являются ответчики, подлежит отчуждению.
Бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по отчуждению земельного участка, по мнению истца, нарушает установленный в Российской Федерации порядок владения земельными участками иностранными гражданами, а также право Администрации <адрес> на приобретение спорного земельного участка в муниципальную собственность либо его реализацию.
В ходе судебного заседания представитель истца поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Сташишина В.А. возражала против удовлетворения иска, с учетом отсутствия возможности согласовать правовую позицию.
Представитель ответчика Коваленко Н.А. возражал против удовлетворения иска, указав, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих осведомленность доверителя о необходимости продажи земельного участка с учетом действующих норм.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2970-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа ФИО1 законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к ФИО1 гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права ФИО1 граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Норма п.3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
Указом Президента Российской Федерации N 26 от 09.01.2011 года «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 года N 201 внесены изменения в Указ от 09.01.2011 года N 26, территория муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>.м., категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности гражданам <данные изъяты> Коваленко Н.А. и Сташишину В.А. в равных долях. Объекты недвижимого имущества, зарегистрированные в пределах земельного участка не указаны. Дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для возникновения права собственности на земельный участок является договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа МВД России <адрес> Коваленко Н.А. и Сташишин В.А. паспортом гражданина Российской Федерации не документировались, за оформлением гражданства РФ, для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации не обращались. Сведения относительно въезда на территорию Российской ФИО1 и выезда с территории Российской Федерации в отношении ответчиков отсутствуют.
С учетом анализа вышеприведенных норм, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчикам как иностранным гражданам, необходимо его отчуждение.
Следовательно, принадлежащий ответчикам земельный участок подлежал отчуждению ими в течение года с учетом вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и даты регистрации права собственности, однако этого добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ними.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах с последующей передачей ответчикам вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. (п.2 ст. 449.1 ГК РФ)
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчиков спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации <адрес>,- удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты>.м., категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности гражданам <данные изъяты> ФИО2 и ФИО3, с последующей передачей ФИО2 и ФИО3 вырученной суммы пропорционально долям в праве, за вычетом затрат, понесенных Администрацией <адрес> Республики Крым на отчуждение имущества.
Определить начальную продажную цену отчуждаемого имущества равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой приставом-исполнителем.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.О.Голубева
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.