УИД 11RS0013-01-2024-000214-67 Дело № 12-14/2024
РЕШЕНИЕ
с. Усть-Цильма 08 мая 2024 года
Судья Ижемского районного суда Республики Коми Рудомётова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Хозяинова Ж.Ф. на постановление государственного инспектора труда отдела надзора и контроля по соблюдению законодательства о труде и охране труда в г. Печора (Печорский отдел) Государственной инспекции труда в Республике Коми Толокова Л.В. от 20.02.2024, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Хозяинова Ж.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда отдела надзора и контроля по соблюдению законодательства о труде и охране труда в г. Печора (Печорский отдел) Государственной инспекции труда в Республике Коми Толокова Л.В. от 20.02.2024 начальник отдела кадров ГБУЗ «Усть-Цилемская ЦРБ» Хозяинова Ж.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с постановлением, Хозяинова Ж.Ф. подала жалобу в Ижемский районный суд Республики Коми, указывая на то, что полномочия по передаче сведений о трудовой деятельности работников Учреждения в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации возложены на специалиста по кадрам, которая в период с 04 по 08.09.2023 находилась на рабочем месте, с 22.11.2023 она не является сотрудником Учреждения в связи с увольнением, просила отменить постановление.
В судебном заседании Ижемского районного суда Республики Коми Хозяинова Ж.Ф. доводы жалобы поддержала в полном объеме, указала на не извещение о дате и месте составления протокола и постановления.
Должностное лицо административного органа на рассмотрение жалобы в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не поступало.
На основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав Хозяинова Ж.Ф., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и является процессуальным документом, фиксирующим противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое лицу обвинение (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Составляя протокол об административном правонарушении 20.02.2024, рассматривая дело 20.02.2024, государственный инспектор труда указала, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, - Хозяинова Ж.Ф., надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела.
Вместе с тем, государственный инспектор труда не учла следующее.
Уведомление, направленное Государственной инспекцией труда в Республике Коми в адрес ГБУЗ РК «Усть-Цилемская ЦРБ» о составлении протокола об административном правонарушении на 20.02.2024 не вручено Хозяинова Ж.Ф.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 21.02.2024 направлено в адрес Хозяинова Ж.Ф. сопроводительным письмом от 20.02.2024, вручено адресату 15.03.2024. При этом, в материалах дела отсутствует телефонограмма об извещении Хозяинова Ж.Ф. о рассмотрении дела, на что имеется ссылка в постановлении о назначении административного наказания от 20.02.2024.
При установленных обстоятельствах, доказательств надлежащего извещения лица, участвующего в деле, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, не имеется.
Ненадлежащее извещение лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, лишило его возможности представить свои объяснения и привести доводы о своей невиновности.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен административным органом без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и в отсутствие доказательств его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола, а также дело было рассмотрено административным органом в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, без надлежащего его извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого административным органом акта.
На основании изложенного, оспариваемое постановление государственного инспектора труда отдела надзора и контроля по соблюдению законодательства о труде и охране труда в г. Печора (Печорский отдел) Государственной инспекции труда в Республике Коми Толокова Л.В. от 20.02.2024 подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора труда отдела надзора и контроля по соблюдению законодательства о труде и охране труда в г. Печора (Печорский отдел) Государственной инспекции труда в Республике Коми Толокова Л.В. от 20.02.2024, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Хозяинова Ж.Ф., отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.П. Рудомётова