Дело № 2-3080/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 г. г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Захаровой Е.П.
при секретаре Бурлуке О.В.
с участием истца Кирилюк Т.А., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Бойко Л.Н., действующего на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по исковому заявлению Кирилюк Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Истец Кирилюк Т.А. обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия. Мотивировала требования тем, что, являясь получателем страховой пенсии по старости, 18.05.2023 Кирилюк Т.А. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о перерасчете пенсии, с учетом внесенных страховых взносов и заработной платы за периоды работы с 01.01.2002 по 31.01.2011, с 16.05.2011 по 31.08.2011, с 13.02.2012 по 14.08.2012 по имеющимся в материалах выплатного дела документам. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым 24.05.2023 принято решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, в котором ответчик ссылается на Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», и, включив спорные периоды в страховой стаж истца Кирилюк Т.А., указывает на отсутствие факта постоянного проживания истца на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014, в связи с чем, считает, что основания для применения специальных норм Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» отсутствуют. Не согласившись с решением об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, истец сослалась на то, что ответчик, по ее мнению, неверно применил нормы действующего законодательства, поскольку, в первую очередь обязан был руководствоваться «Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1). Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ст. 6). Истец Кирилюк Т.В., сославшись на необходимость применения методических рекомендаций, применяемых в целях реализации положений названного Соглашения, изложенных в Письме Минсоцзащиты от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», Указаний Минсоцзащиты от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик СССР», согласно которым в случае, если в государствах – участниках данного Соглашения были введены национальные валюты, суммы заработка, полученные в результате перевода национальной валюты в рубли, увеличиваются на соответствующие коэффициенты в порядке, предусмотренном законодательством РФ, сославшись на положения ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 18, ч.ч. 7, 8 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст. 2, 3, 4 Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», просит суд признать незаконным и отменить решение Отдела установления пенсий № 4 Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 24.05.2023 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность осуществить перерасчет страховой пенсии по старости Кирилюк Т.А. с учетом внесенных страховых взносов и заработной платы за периоды работы с 01.01.2002 по 31.01.2011, с 16.05.2011 по 31.08.2011, с 13.02.2012 по 14.08.2012 по имеющимся в материалах выплатного дела документам.
В судебном заседании истец Кирилюк Т.А. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым по доверенности Бойко Л.Н. исковые требования не признала, настаивала на обоснованности обжалуемого решения, просила в удовлетворении исковые требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковые требования (л.д. 150-153), аналогичным приведенным в решении от 24.05.2023 об отказе в перерасчете Кирилюк Т.А. страховой пенсии по старости.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, материалы пенсионного (выплатного) дела истца Кирилюк Т.А., заверенная копия которого приобщена к материалам дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Кирилюк Т.А., на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кирилюк Татьяна Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ документирована паспортом гражданина Российской Федерации, в котором имеется отметка о регистрации с 09.06.2018 по адресу <адрес> (л.д. 8).
Из материалов пенсионного (выплатного) дела Кирилюк Т.А. следует, что с 01.08.2019 Кирилюк Т.А. являлась получателем страховой пенсии по инвалидности, с 11.11.2022 состоит на учете в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, как получатель страховой пенсии по старости.
18.05.2023 Кирилюк Т.А. через информационную систему Социального Фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица» обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом внесенных страховых взносов и заработной платы за периоды работы с 01.01.2002 по 31.01.2011, с 16.05.2011 по 31.08.2011, с 13.02.2012 по 14.08.2012 по имеющимся в материалах выплатного дела документам.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 24.05.2023 Кирилюк Т.А. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости (л.д. 15-16).
Из содержания указанного решения следует, что периоды работы Кирилюк Т.А. с 22.02.1996 по 31.01.2011 в 7-й городской клинической больнице г. Симферополя, с 16.05.2011 по 31.08.2011 в Учебно-реабилитационном центре «Надежда» I-III ст. и с 13.02.2012 по 14.08.2012 во 2-й городской детской клинической больнице г. Симферополя зачтены пенсионным органом в страховой стаж Кирилюк Т.А. на основании данных об уплате страховых взносов на государственное пенсионное страхование Украины, указанных в справке от 19.03.2020 № 191/05, выданной Пенсионным фондом Украины. При этом, в своем решении пенсионный орган указывает на отсутствие правовых оснований для применения Федерального закона от 21.07.2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при расчете пенсии, следовательно, для учета периодов работы на территории Украины после 01.01.2002 в целях исчисления размера пенсии по нормам Федерального закона № 208-ФЗ, поскольку, отсутствуют доказательства постоянного проживания истца на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014 года.
С выводами ответчика суд соглашается, на основании ниже следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно части 2 статьи 10 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего в спорный период) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с частью 1 статьи 4, статьей 11 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, и позволяющие приравнять периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно, к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших в установленном порядке факт своего проживания на территории Республики Крым или города Севастополя.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения, согласно пункту 65 котрых документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, а документом, подтверждающим его место жительства, - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства, а для иностранных граждан вид на жительство иностранного гражданина.
В соответствии с пунктом 18 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопи тельной пенсией, в «ом числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том: числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 05.08.2021 №546н при рассмотрении документов, предоставленных для установления пенсии территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в частности, дает оценку правильности оформления документов и принимает решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении: территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской: Федерации.
Согласно предоставленных Федеральной миграционной службой Республики Крым и помещенных в материалы пенсионного дела сведений, истцом Кирилюк Т.А. 27.04.2014 осуществлен въезд на территорию Российской Федерации, в 2014 году Кирилюк Т.А. изъявила желание сохранить гражданство Украины и в качестве документа, удостоверяющего личность, Кирилюк Т.А. был выдан вид на жительство иностранного гражданина (дата выдачи 30.09.2014, срок действия по 30.09.2019) с отметкой о регистрации на территории Российской Федерации с 27.10.2014 (л.д. 131).
Поскольку истец Кирилюк Т.А., являясь гражданкой Российской Федерации, по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым либо города федерального значения Севастополя постоянно не проживала, что подтверждается отсутствием регистрации в Республике Крым либо городе Севастополе, то реализация ее пенсионных прав осуществляется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», без применения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
При указанных обстоятельствах, при отсутствии доказательств уплаты в спорные периоды работы за пределами Российской Федерации страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, основания для учета указанных периодов для определения величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера пенсии Кирилюк Т.А. отсутствуют.
Таким образом, обжалуемое решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости было принято обоснованно, оснований полагать, что ответчиком нарушены пенсионные права истца, подлежащие восстановлению в судебном порядке, по мнению суда, не имеется.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Кирилюк Т.А. надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Кирилюк Татьяны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: Захарова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2023 г.
Судья: Захарова Е.П.