Дело № 2-1878/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020 года г. Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Т.В. Борка,
при секретаре Ю.К. Локтевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельева Максима Владимировича к УМВД России по г. Белгороду и УМВД России по Белгородской области о понуждении к зачету в льготном исчислении периода службы для назначения пенсии, с участием истца, его представителя по ордеру №№ от 20.05.2020 года адвоката А.Н. Юрьева, представителя ответчика по доверенности от 01 января 2020 года, Т.Ю. Неткачевой,
установил:
М.В. Савельев проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом УМВД России по Белгородской области № № от 06.05. 2019 года подполковник полиции М.В. Савельев (№), заместитель начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков каннабисной группы, кокаина и по противодействию контрабанде наркотиков Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Белгородской уволен с 07 мая 2019 года по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
При исчислении выслуги лет ему период службы с 07.12.2001 года по 27.05.2004 года - в должности милиционера 2 взвода конвойной роты УВД России по г. Белгороду засчитан в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении: один месяц службы за один месяц службы.
М.В. Савельев обратился в суд с указанным иском, сославшись на то, что в спорный период времени в его должностные обязанности входило непосредственное исполнение функций, связанных с конвоированием и охраной лиц, задержанных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с абзацем 45 подпункта «г» пункта 3 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 указанный период службы просит суд обязать ответчиков засчитать в стаж службы как один месяц за полтора месяца службы.
Представитель ответчика УМВД России по Белгородской области Т.Ю. Неткачева иск не признала, т.к. приказом МВД РФ от 20.12. 2016 года № 868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым представляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии» утвержден Перечень должностей в подразделениях, по которым предоставляется право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии.
Разделом 1 данного приказа утверждены должности, введенные с 23.08.2014 года. Должность, в которой истец в тот период времени служил, данным Перечнем не предусмотрена.
Расчет выслуги лет на пенсию составляется специалистом ОРЛС УМВД России по г. Белгороду, проверяется начальником ОРЛС и направляется для проверки и согласования начальнику пенсионного органа - ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области.
Данный порядок закреплен п.6 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России 09.01.2018 года №7.
Представитель ответчика УМВД России по г. Белгороду по доверенности Т.Г. Литвинова в суд не явилась. О дате и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в её отсутствие.
Свидетели ФИО10 и ФИО11, проходившие службу вместе с истцом в спорный период, подтвердили в суде, что вместе с ним исполняли обязанности по конвоированию подозреваемых, обвиняемых из следственного изолятора № 3 г. Белгорода в суды, в медучреждения на следственные действия и в другие места по требованию.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности иска и его удовлетворении.
Согласно абзацу 45 подпункта «г» пункта 3 Постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений- с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Факт осуществления истцом в спорный период времени обязанностей по осуществлению функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, ответчиками не оспаривается.
Менялись наименования должностей при осуществлении одних и тех же функций и предыдущие наименования должностей не вошли в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет права на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного приказом Министра внутренних дел № 640 от 09 октября 2004 года, впоследствии отмененного приказом Министра МВД России № 868 от 20 декабря 2016 года, которым утвержден новый Перечень, где предусмотрены льготы при исчислении выслуги лет один месяц за полтора месяца по тем должностям, в функции которых входит доставка задержанных и заключенных под стражу лиц в суды, осуществление функции по охране и конвоированию подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, в том числе в отдельном взводе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых должности старшего полицейского (конвоя), полицейского.
Данные изменения имели место в связи с изменением законодательства об изменении статуса милиции в полицию.
Конституция Российской Федерации ( часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19, часть 1 статьи 55) предполагает правовую определенность и связанную с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлениях от 16 декабря 1997 года № 20-П и от 18 марта 2004 года № 6-П, необходимым условием достижения целей социального государства является развитие системы социального обеспечения, в рамках которой гражданам гарантируется осуществление конституционного права на социальное обеспечение, включающего право на получение пенсии, в определенных законом случаях и размерах.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека применительно к имущественным благам ( в том числе, денежным средствам), законно ожидаемым их получателями, которая заключается в том, чтобы рассматривать такие имущественные блага (денежные средства) как «имущество» по смыслу статьи 1 Протокола №1 к Конвенции Постановление Европейского Суда по делу «Рябых против Российской Федерации» (Ryabykh v. Russia), жалоба №52854/99, параграф 52, ECHR 2003-X; Постановление Европейского Суда по делу «Андросов против Российской Федерации», параграф 55). В то время как простое ожидание получения возмещения не защищается Конвенцией, «законное ожидание» влечет за собой защиту статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на то, что при внесении изменений в действующее правовое регулирование, необходимо иметь в виду, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере, должна отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст.19), в соответствии с которым такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели.
Такая дифференциация - при наличии у сотрудников, осуществляющих одни и те же функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, разных прав для назначения пенсии при увольнении, в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их прав, связанных с вопросами исчисления выслуги лет в льготном исчислении.
На основании ст.18 закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету для назначения пенсии в льготном исчислении, порядок выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел установлен Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Абзац 45 подпункта «г» пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ дает право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц за полтора месяца службы, поскольку в обязанности истца в должности милиционера 2 взвода конвойной роты УВД г. Белгорода в период с 07.12.2001г. по 27.05.2004 входило непосредственное исполнение функций, связанных с конвоированием и охраной задержанных, подозреваемых и обвиняемых.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать УМВД России по г. Белгороду и УМВД России по Белгородской области произвести расчет периода службы, уволенного в звании подполковника полиции Савельева Максима Владимировича в должности заместителя начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков каннабисной группы, кокаина и по противодействию контрабанде наркотиков Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Белгородской области по состоянию на 07 мая 2019 года,
с 07.12.2001 года по 27.05.2004 года в должности милиционера 2 взвода конвойной роты УВД г. Белгорода в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении: один месяц службы за полтора месяца службы.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2020 года.
Судья Т.В. Борка