Гражд. дело № 2-1097/2022
Уникальный идентификатор дела 04RS0010-01-2022-001194-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 сентября 2022 г. с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц., при секретаре Кельберг А.В., при участии помощника судьи Жамсарановой Е.А., помощника прокурора Иволгинского района Республики Бурятия Цыремпиловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Иволгинского района к Администрации МО «Иволгинский район», МУП ЖКХ «Тепловик» об обязании обеспечить нормативный запас топлива,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с исковым заявлением, заместитель прокурора Иволгинского района к Администрации МО «Иволгинский район», МУП ЖКХ «Тепловик», просит принять меры по организации в границах поселений Иволгинского района теплоснабжения населения в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в части обеспечения общего нормативного запаса топлива на период отопительного сезона 2022-2023 г.г. на складах и котельных Иволгинского района в объеме не ниже 52 суток и поддержания его в период всего отопительного сезона. Обязать МУП ЖКХ «Тепловик» создать в период отопительного сезона 2022-2023 г.г. на складах и котельных Иволгинского района общий нормативный запас топлива в объеме не ниже 52 суток и поддерживать его в период всего отопительного сезона. В случае удовлетворения исковых требования обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения нормативного запаса топлива, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Иволгинский район», МУП ЖКХ «Тепловик» не в полной мере выполняются требования законодательства. В настоящее время на территории Иволгинского района в эксплуатации МУП ЖКХ «Тепловик» находится 5 котельных на основании договора хозяйственного ведения от 12.12.2017г. Обязанность по формированию нормативного запаса топлива МУП ЖКХ «Тепловик» в настоящее время не исполнена. Возможна угроза нарушения МУП ЖКХ «Тепловик» требований Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденный приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 № 377, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115. Невыполнение МУП ЖКХ «Тепловик» требований о создании общего нормативного запаса топлива может привести к срыву отопительного сезона, нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, права на не ограничение в предоставлении коммунальных услуг, установленных ст. 3 Жилищного Кодекса РФ.
Представитель истца по доверенности Цыремпилова И.В. в суде исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что настоящее исковое заявление подано в целях избегания угрозы срыва отопительного сезона 2022-2023 г.г. Просила иск удовлетворить.
Представитель администрации МО «Иволгинский район» по доверенности Гармаева Н.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель МУП ЖКХ «Тепловик» в суд не явился, извещен надлежаще, причины неявки неизвестны.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 данного закона. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14 закона).
Согласно п.п. п. 1. ст. 4.1 Устава МО «Иволгинский район», к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Установлено, что 12.12.2017 г. между Администрацией МО «Иволгинский район» Республики Бурятия и МУП ЖКХ «Тепловик» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «Тепловик», на основании которого МУП ЖКХ «Тепловик» переданы участки сетей теплоснабжения, 5 котельных.
В соответствии с Уставом МУП ЖКХ «Тепловик», утвержденного распоряжением Главы МО «Иволгинский район» от 05.12.2017 № 1736-р, целями деятельности является предоставление населению коммунальных услуг, обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства. Основными видами хозяйственной деятельности общества являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
В силу ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно.
Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 данного закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 ст. 6 указанного закона, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из ч. 2 ст. 20 названного закона следует, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления.
Из п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 следует, что контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
На основании п.п. 2.6.10, 2.6.13 указанных Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода. В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне.
Согласно п. 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденный приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 № 377 (далее Порядок), норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно п. 19 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.
В соответствии с таблицей 1 п. 20 Порядка для твердого топлива, доставляемого автомобильным транспортом, ННЗТ рассчитывается на 7 суток.
В соответствии с п. 21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток. Для твердого топлива НЭЗТ рассчитывается на 45 суток.
Как следует из искового заявления, материалов дела, по состоянию на 01.08.2022 г. у МУП ЖКХ «Тепловик» имеется кредиторская задолженность в размере 36 млн.руб., размер дебиторской задолженности составляет 17,6 млн. руб. Наличие указанной кредиторской задолженности создает угрозу срыва подготовки к отопительному сезону 2022-2023 годов, не обеспечения ОНЗТ. Обязанность по формированию нормативного запаса топлива МУП ЖКХ «Тепловик» в настоящее время не исполнена.
Отсутствие нормативного запаса топлива на котельных создает реальную угрозу срыва отопительного сезона. В нарушение вышеуказанных требований закона ответчиками не принимаются достаточные меры по организации надежного теплоснабжения населения, в частности по обеспечению общим нормативным запасом топлива котельных Иволгинского района и надлежащего предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению. В результате неисполнения ответчиками требований закона нарушаются права и законные интересы граждан - потребителей коммунальных услуг, на обеспечение потребителей бесперебойным предоставлением коммунальных услуг, соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим нормам, сохраняется потенциальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на объектах жизнеобеспечения, создается угроза срыва отопительного сезона 2022-2023 г.г. в Иволгинском районе.
Анализируя вышеизложенное, суд находит, что в суде нашло свое подтверждение неисполнение ответчиками требований законодательства, в связи с чем, исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд находит обоснованными доводы истца, что нарушения ответчиками требований законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, может привести к значительному ущербу для неопределенного круга потребителей коммунальных услуг, причинение вреда их жизни и здоровью, учитывая, что отопительный сезон 2022-2023 г.г. на момент рассмотрения дела уже начался, решение суда по настоящему делу следует обратить к немедленному исполнению.
В опровержение доводов истца о непринятии каких-либо мер Администрацией МО «Иволгинского района» РБ в нарушении п.п. п.1 ст. 4.1 Устава МО» Иволгинский район» по организации тепло-, водо- снабжением населения в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерацией, как по контролю деятельности МУП ЖКХ «Тепловик», так и подготовке к отопительному сезону не предоставлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Иволгинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Иволгинский район» принять меры по организации в границах поселений Иволгинского района Республики Бурятия теплоснабжения населения в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в части обеспечения общего нормативного запаса топлива на период отопительного сезона 2022-2023 г.г. на складах и котельных Иволгинского района в объеме не ниже 52 суток и поддержания его в период всего отопительного сезона.
Обязать МУП ЖКХ «Тепловик» создать в период отопительного сезона 2022-2023 г.г. на складах и котельных Иволгинского района общий нормативный запас топлива в объеме не ниже 52 суток и поддерживать его в период всего отопительного сезона.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Айсуева А.Ц.
Верно: Судья Айсуева А.Ц.
Решение изготовлено 13.09.2022г
Подлинное решение подшито в гражданское дело № 2-1097/2022, хранящееся в Иволгинском районном суде Республики Бурятия