АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № <адрес>
Серафимовичский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Голованова С.В.,
при секретаре Антроповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2023 г. в городе <адрес> гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Суховой С. И. на решение мирового судьи судебного участка № Серафимовичского судебного района <адрес> от дата по гражданскому делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» к Суховой С. И. о взыскании задолженности по оплате обращения с ТКО, которым постановлено:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» к Суховой С. И. о взыскании задолженности по оплате обращения с ТКО – удовлетворить частично.
Взыскать с Суховой С. И. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик Волгоград» задолженность по оплате обращения с ТКО в домовладении по адресу – <адрес> за период с июня 2019 года по декабрь 2020 года включительно в сумме 4077 рублей 35 копеек, пени за несвоевременную оплату обращения с ТКО в сумме 100 рублей 00 копеек, а всего взыскать 4177 (четыре тысячи сто семьдесят семь) рублей 35 копеек.
Взыскать с Суховой С. И. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 400 рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» к Суховой С. И. о взыскании задолженности – отказать,
установил:
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик Волгоград» обратился с исковыми требованиями к Суховой С. И. о взыскании задолженности по оплате обращения с ТКО.
Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Управление отходами - Волгоград" дата завершило процедуру переименования организации. Новое название компании ? ООО "Ситиматик-Волгоград". Сведения о переименовании компании были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц дата.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, (далее по тексту - ТКО), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № (далее по тексту - Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории <адрес>, заключенного дата с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес> (далее - Соглашение). В зону деятельности регионального оператора входит вся территория <адрес>. Согласно ч. 1 статьи 24.7 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ №), договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным. Согласно п.п. 2.1.9-дата Соглашения, региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров. При этом, в соответствии с ч. 4 I статьи 24.7 ФЗ № собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
ООО «Управление отходами-Волгоград» начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей <адрес> с 01.01.2019г. и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории <адрес> до дата.
На основании вышеуказанных требований Соглашения, а также норм права, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты «Волгоградская правда» от дата №, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство № ПИ № ТУ 34 - 00826 от дата).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий на основании пункта 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от дата N 354 (далее – Правила №). То есть договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления. Договор оферты опубликован в газете "Волгоградская правда. Документы" от дата и на официальном сайте регионального оператора www.uo34.ru. Таким образом, оформление договора в письменном виде не является обязательным для физических лиц (жителей и собственников квартир и домов).
В соответствии с абзацем пятнадцатым пункта 2 Правил №, потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Начисления производятся ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» на собственника и по количеству зарегистрированных лиц.
Пунктами 148 (36), 56 (2) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Стоимость услуг регионального оператора по обращению с ТКО устанавливается на основании:
• Приказа Комитета тарифного регулирования <адрес> № от 20.12.2018г;
• Приказа Комитета тарифного регулирования <адрес> № от дата;
• Приказа Комитета тарифного регулирования <адрес> № от дата
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми бытовыми коммунальными отходами. Следовательно, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
Согласно п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от дата № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее дата.
Данный договор является публичным договором (статья 426 ГК РФ), в его заключении не может быть отказано, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения.
В случае если между указанными сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от дата №, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Поскольку ответчик, в нарушение требований части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ до настоящего времени не заключил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, услуги оказываются в соответствии с типовым договором.
Уведомление должников о начислении платы за услуги по обращению с ТКО осуществляется путем направления квитанций, а также размещения указанной информации в государственной информационной системе ЖКХ (dom.gosuslugi.ru).
ГИС ЖКХ обеспечивает выполнение п. 1г Поручения Президента Российской Федерации от дата № Пр-3081 «обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами».
Все начисления по лицевым счетам по оказанным услугам по обращению с ТКО, на основании агентского договора производятся ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК». По информации ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» база данных для начисления платы потребителям за услугу по обращению с ТКО формируется из всех общедоступных источников, в том числе государственных.
Согласно п. «З» ч.34 Постановления Правительства РФ от дата N 354 (ред. от дата) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
Таким образом, потребители услуг вправе узнать о задолженности исходя из общедоступной единой федеральной централизованной информационной системы ГИС ЖКХ.
Ранее ООО «Управление отходами-Волгоград» обращалось к мировому судье судебного участка №<адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности за услугу по обращению с ТКО. Мировым судьей судебного участка №<адрес> дата вынесен судебный приказ. Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от дата № судебный приказ отменен.
Общая сумма задолженности по лицевому счету 332329 за период с июня 2019 по декабрь 2020 г. включительно составляет 4077,35 руб., что подтверждается справкой о наличии задолженности. До настоящего времени задолженность не погашена.
В соответствии со ст.67, ст. ст. 30, 153-155 ЖК РФ, ст.210,678 ГК РФ собственник обязан нести бремя содержания своей собственности и вносить плату за жилищно-коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
На основании п. 148(39) Правил № потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО. За несвоевременную оплату, по состоянию на 25.04.2022г., начислена пеня в порядке п. 14 ст. 155 ЖК РФ в размере 1446,61 руб.
В соответствии с положениями ч.1 ст.323 ГК РФ «Права кредитора при солидарной обязанности» при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Решением мирового судьи судебного участка № Серафимовичского судебного района <адрес> от дата исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе ответчик Сухова С.И. оспаривает законность и обоснованность решения мирового судьи, просит отменить решение мирового судьи судебного участка № Серафимовичского судебного района <адрес> № от дата и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований истцу отказать. Поскольку полагает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих оказание услуги по вывозу ТКО надлежащим образом, а именно, считает, что отсутствовало необходимое количество контейнеров для сбора ТКО.
Заявитель - ответчик Сухова С.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания апелляционной жалобы надлежаще извещена.
Представитель истца Общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело в их отсутствие. Представил письменные возражения, относительно апелляционной жалобы ответчика, просит отказать в удовлетворении жалобы, решение мирового судьи оставить без изменения по основаниям указанным в возражениях. С доводами апелляционной жалобы не согласны, считает решение мирового судьи судебного участка № Серафимовичского судебного района <адрес> полностью законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от дата №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч 1 ст.15 Федерального закона от дата №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Положениями статей 3,7 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как следует из п.3 Постановления Правительства РФ от дата № "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с вышеизложенным, все вопросы по размещению контейнерных площадок, включая их место расположение в соответствии с СанПин, должны решаться ответчиком с администрацией Серафимовичского муниципального района <адрес>.
В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Следовательно, услуга по обращению с ТКО является коммунальной.
Частью 8 статьи 23 ФЗ от 29.12.2014г №458-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими сули отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее дата.
Региональный оператор осуществляет свою работу на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории <адрес>, заключенного дата с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес> (далее – Соглашение). В зону деятельности регионального оператора входит вся территория <адрес>. Согласно ч. 1 статьи 24.7 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ №), договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
Согласно п.п. 2.1.9-дата Соглашения, региональный оператор обязан организовать взаимодействие с потребителями на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, а также обеспечить исполнение указанных договоров. При этом, в соответствии с ч. 4 статьи 24.7 ФЗ № собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
ООО «Управление отходами-Волгоград» начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей <адрес> с 01.01.2019г. и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории <адрес> до дата.
На основании вышеуказанных требований Соглашения, а также норм права, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты «Волгоградская правда» от дата №, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство № ПИ № ТУ 34 – 00826 от дата).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий на основании пункта 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от дата N 354 (далее – Правила №). То есть договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления. Договор оферты опубликован в газете "Волгоградская правда. Документы" от дата и на официальном сайте регионального оператора www.uo34.ru. Таким образом, оформление договора в письменном виде не является обязательным для физических лиц (жителей и собственников квартир и домов).
В случае, если между сторонами не заключен договор в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г №, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Ответчик, в нарушение требований ч.4 ст.24.7 Закона №89-ФЗ, до настоящего времени не заключил договор на оказание услуг по обращению с ТКО, услуги оказываются в соответствии с типовым договором.
В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № от дата, территории муниципальных образований подлежат регулярной отчистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № от дата, твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Твердые и жидкие бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и пр.) – пункт 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997г №.
Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включена законодательством в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч.5 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст.11 ФЗ от дата №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 9 ФЗ от дата №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей на период образования задолженности) деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию.
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от дата №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Исходя из вышеприведенных норм законодательства, деятельность по вывозу мусора является специализированной.
Ответчиком не предоставлено достоверных доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз бытовых отходов способами, не нарушающими законодательство в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения либо заключения соответствующих договоров с третьими лицами в спорный период, на основании которых можно сделать вывод о том, что он не пользовался предоставляемой истцом услугой по обращению с ТКО.
В ходе рассмотрения гражданского дела истцом представлены все доказательства, подтверждающие вывоз ТКО с территории <адрес>.
При этом, ответчиком не представлено доказательств, указывающих на неоказание услуг по вывозу ТКО.
Заявлений о прекращении пользования услугами по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов в спорный период, ответчик к истцу не обращался, в связи с чем, требования истца о взыскании задолженности являются обоснованными.
ООО «Ситиматик-Волгоград» является единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений.
Вывоз ТБО производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды.
Доказательств утилизации мусора иным, предусмотренным действующим законодательством способом, Сухова С.И. не представила, а утилизация ТКО другими способами, кроме установленных санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, запрещена.
Положениями статей 3,7 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТБО, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Односторонний отказ от исполнения обязательства в соответствии со ст 310 ГК РФ недопустим.
Отсутствие отдельного заключенного договора с ответчиком на оказание услуг по вывозу мусора не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку действия ООО «Ситиматик-Волгоград» основаны на публичности в отношении всех физических лиц на территории <адрес> и фактическом предоставлении услуг.
Вследствие несвоевременной оплаты услуги у ответчика перед истцом образовалась задолженность.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи, постановленного в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от дата N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Сухова С.И., дата г.р., уроженка <адрес>, проживает в домовладении по адресу: <адрес>; Лицевой счет №. Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории всех районов <адрес>, в том числе и на территории городского поседения <адрес>. По указанному адресу за период с июня 2019г. по декабрь 2020г. ответчику выставлены счета на оплату, которые им не оплачены.
В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от дата № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 13 Федеральный закон от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включена законодателем в состав платы за коммунальные услуги. Действие положения части 4 статьи 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от дата N 175-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие после дата.
Как следует из части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее дата (часть 20 статьи 12 Федерального закона от дата N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В судебном заседании установлено, что соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, заключенного дата с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес> и во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от дата N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", региональный оператор осуществляет оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности,. В зону деятельности регионального оператора входит вся территория <адрес>.
ООО "Управление отходами-Волгоград" является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится реализация концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории <адрес>, деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, деятельность регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами.
ООО "Управление отходами - Волгоград" дата завершило процедуру переименования организации. Новое название компании ? ООО "Ситиматик-Волгоград". Сведения о переименовании компании были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц дата.
Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
На основании вышеуказанных требований Соглашения, а также норм права, на официальном сайте регионального оператора была размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты Волгоградская правда» от дата №, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство № ПИ № ТУ 34 - 00826 от дата), во исполнение требований п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от дата №.
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу.
Как следует из материалов дела, с января 2019 года ООО "Управление отходами-Волгоград" оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, в связи с чем в адрес истцов направляет платежные документы по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из объема оказанной услуги.
В тоже время, на потребителя - собственника жилого дома возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований ч. 5 ст. 30 ЖК РФ и п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Таким образом, региональный оператор вывозит твердые коммунальные отходы из мест, определенных органом местного самоуправления. Невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для изменения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Самостоятельное сжигание и/или закапывание на своем участке образовавшихся твердых коммунальных отходов запрещены действующим законодательством, т.к. нарушают санитарно-экологические нормы (СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест).
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для перерасчета платы начисленной ответчику за непредставленную коммунальную услугу, путем полного освобождения от оплаты за услуги истца по вывозу ТКО, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами.
Суд признает сложившиеся между сторонами правоотношения договорными в силу части 3 статьи 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора.
Само по себе отсутствие отдельного заключенного договора с ответчиком на оказание услуг по вывозу мусора не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку действия ООО «Ситиматик-Волгоград» основаны на публичности в отношении всех собственников жилых домов, расположенных на территории частного сектора <адрес> и фактическом предоставлении услуг.
Факт уклонения от уплаты услуг ООО «Ситиматик-Волгоград» по вывозу твердых бытовых отходов не отрицается ответчиком.
Суд, разрешая заявленные требования, руководствуется приведенными выше нормами права, исследовав и надлежащим образом оценив представленные в материалы дела доказательства (ст. 67 ГПК РФ), исходя из отсутствия доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации истцом твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении ответчиком договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к истцу о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, принимая во внимание оказание истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения жителям территории, куда входит территория Серафимовичского муниципального района, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Однако, как правомерно установлено судом первой инстанции, пеня, установленная ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При этом вопрос о снижении неустойки в силу ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства является оценочным и отнесен законом на судебное усмотрение.
Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца пени, суд исходит из того, что взыскание пени в заявленном ими размере явно несоразмерно последствиям нарушения обязательства ответчиком, причинение истцу убытков действиями ответчика в ходе судебного разбирательства не установлено.
В связи с чем суд правомочно уменьшил размер неустойки и взыскал с Суховой С.И. в пользу истца пени за несвоевременную оплату обращения с ТКО в сумме 100 рублей.
На основании изложенного, применяя вышеуказанные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований истца.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных судом фактических обстоятельствах дела, представленных суду доказательствах, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на законе и соответствуют действующей правоприменительной судебной практике.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих оказание услуги по вывозу ТКО надлежащим образом, а именно, ответчик считает, что отсутствовало необходимое количество контейнеров для сбора ТКО, опровергаются письменными материалами дела, так в судебных заседаниях первой инстанции достоверно установлено, что соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, заключенного дата с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса <адрес> и во исполнение положений пункта 20 статьи 12 Федерального закона от дата N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", региональный оператор осуществляет оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории своей деятельности. В зону деятельности регионального оператора входит вся территория <адрес>.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от дата №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч 1 ст. 15 Федерального закона от дата №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Положениями статей 3,7 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Как следует из п.3 Постановления Правительства РФ от дата № "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с вышеизложенным, все вопросы по размещению контейнерных площадок, включая их место расположение в соответствии с СанПин, должны решаться ответчиком с администрацией Серафимовичского муниципального района <адрес>.
То есть, отсутствие либо удаленность мест (площадок) накопления ТКО от жилого дома (домовладения) потребителя, а также отсутствие контейнеров и (или) бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО, не является основанием, указывающим, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не оказывается либо оказывается ненадлежащего качества. В соответствии со статьей 8, ч. 4 статьи 13.4. ФЗ №, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата №, вопрос создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления. Данная обязанность также следует из норм статьи 14, статьи 15, статьи 16 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также из положений абзаца 2 п. 5.3. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории <адрес>, утвержденного приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> от дата № (далее - Порядок №).
Следовательно, вопрос создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления, что также подтверждено вступившим в законную силу решением Серафимовичского районного суда <адрес>. Таким образом, отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, не является причиной считать услугу по вывозу ТБО не оказанной и основанием для освобождения истцов от оплаты данной коммунальной услуги.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судьей в полном соответствии с требованиями ГПК РФ. Между тем обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в решении суда, доказательства и их оценка являются достаточными и достоверными, доводы жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.
В соответствии со статья 327.1 - Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, с учетом принципа диспозитивности гражданского процесса, исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства дела, и верно применены нормы материального права. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Все выводы суда в решении мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, у судебной коллегии оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу судом не допущено.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> № ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░