Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-122/2020 (2-5003/2019;) ~ М-4676/2019 от 04.09.2019

Дело № 2-122/2020

УИД 21RS0023-01-2019-005992-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июля 2020 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Чебоксары Афанасьевой Е. Г., представителя ответчиковИсмаилова Р. В., при секретаре судебного заседания Виссаровой М. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Чебоксары и МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности организовать и провести работы по ремонту лестничных пролетов как части пешеходного тротуара возле адрес

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары, уточнив в ходе производства по делу исковые требования, окончательнообратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Чебоксары и МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности организовать и провести работы по ремонту лестничных пролетов как части пешеходного тротуара возле адрес с установкой поручней в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы следующим.

В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в части создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории г. Чебоксары был выявлен факт ненадлежащего содержания лестничных пролетов как части пешеходного тротуара возле адрес – несоответствие параметров ступеней установленным требованиям, сколы ступеней, отсутствие поручней, пандусов в нарушение требований СП 136.13330 2012 «Здания и сооружения.Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения», СП59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».При этом альтернативного пути обхода по дворовой территории возле адрес не имеется, в связи с тем, что двор является закрытым.

Учитывая, что в соответствии с п.п. 4, 6, 7, 11, 17, 24 ст. 50 Устава муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики администрация г. Чебоксары несет ответственность за решение вопросов местного значения, составление бюджета, обеспечение его исполнения, развитие социальной инфраструктуры, а в соответствии с Уставом Муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» на данное учреждение возложены обязанности по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Чебоксары, отнесенных к компетенции муниципального образования г. Чебоксары по удовлетворению общественных потребностей в содержании объектов внешнего благоустройства; для достижения указанных целей учреждение выполняет функции заказчика по строительству, модернизации, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства г. Чебоксары в рамках муниципального заказа на основании муниципального контракта, указанные ответчики несут ответственность за надлежащее техническое состояние лестницы.

Поскольку лестничные пролеты, как часть пешеходного тротуара, не обеспечивают доступность среды г. Чебоксары для маломобильных групп населения, не удовлетворяют требованиям безбарьерной среды, увеличивают затраты и усилия на адаптирование к среде, создавая возможность получения травм, невозможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска; отсутствуют предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, прокурор, обратившись в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, просил обязать администрацию г. Чебоксары в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать и провести работы по капитальному ремонту лестничных пролетов как части пешеходного тротуара возле адрес, обязать МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» провести работы по ремонту лестничных пролетов как части пешеходного тротуара возле адрес в соответствии с СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В ходе производства по делу прокурор требования уточнил, изложив их в вышеназванной окончательной редакции, исходя из того, что особенности рельефа и близкое расположение близлежащих зданий не позволяет осуществить ремонт лестничных пролетов в соответствии с СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В судебном заседании прокурор Афанасьева Е. Г. заявленные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом его последующего уточнения. Указала на наличие в исковом заявлении описки в части указания «лестничного пролета» вместо «лестничных пролетов», поскольку на месте таких лестничных пролетов несколько.

Представитель ответчиковИсмаилов Р. В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указав на невозможность осуществить ремонт лестничных пролетов в соответствии с СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» исходя из особенностей рельефа местности и близкого расположенияжилых и нежилых помещений дома адрес. Вместе с тем не отрицал обязанность по ремонту лестницы и просил установитьсрок исполнения решения не менее девяти месяцев с учетом необходимости проведения двух конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом № 45-ФЗ (на проектирование и сам ремонт), а также на проведение ремонта. Не возражал против установления судом разумного срока исполнения требований прокурора с учетом конкурсных процедур.

Третьи лица Администрация Ленинского района г. Чебоксары, МБУ «Финансовое управление администрации города Чебоксары», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством.

Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности в силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограниченийжизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно Федеральному закону № 181-ФЗ определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам, равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из буквального толкования указанной статьи Гражданского кодекса РФ следует, что законодатель предусмотрел возможность перенесения собственником бремени содержания имущества на других лиц в случаях, указанных в законе или договоре.

Согласно ч.1 ст. 41 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 ноября 2005 года № 40 "Об Уставе муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики" администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики.

В силу п. 4, 6, 7, 11, 17, 24 ст. 50 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 ноября 2005 года № 40 «Об Уставе муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики» к полномочиям администрации г. Чебоксары относится:

- составление бюджета и обеспечение его исполнения;

организация разработки, осуществление, а также внесение предложений по изменению и дополнению в генеральный план города Чебоксары, Правила землепользования и застройки, проекты планировки и застройки, планы землеустройства на территории города Чебоксары;

- выступление заказчиком и выдача разрешения на строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры на территории города Чебоксары;

- управление муниципальным жилищным фондом, коммунально-бытовым хозяйством, службами благоустройства в соответствии с порядком, установленным Чебоксарским городским Собранием депутатов;

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, их занятости, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью на территории города Чебоксары;

разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Чебоксары, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Чебоксары, программы комплексного развитиясоциальной инфраструктуры города Чебоксары, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Устава муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», утвержденного распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от 27.12.2007 № 1315-р, основными целями Учреждения являются:решение вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Чебоксары, отнесенных к компетенции муниципального образования г. Чебоксары;

удовлетворение общественных потребностей в содержании объектов внешнего благоустройства;

Для достижения указанных целей Учреждение выполняет функции заказчика по строительству, модернизации, ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства г. Чебоксары в рамках муниципального заказа на основе муниципального контракта.

Таким образом, обязанность по организации и финансированию ремонта объектов благоустройства возложена на администрацию г. Чебоксары как собственника муниципального имущества, а обязанность по фактическому осуществлению ремонта, в том числе с соблюдением конкурсных процедур – на МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства».

Согласно п. 1.2 Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики № 1006 от 28 ноября 2017 года (далее по тексту -Правила), Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, а также к обеспечению доступности городской среды, в том числе для маломобильных групп населения.

В силу п. 4.1 Правил проектные решения по обеспечению доступности городской среды для маломобильных групп населения, реконструкции сложившейся застройки должны учитывать физические возможности всех категорий маломобильных групп населения, включая инвалидов, и быть направлены на повышение качества городской среды по критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности.

Согласно п. 4.2 основными принципами формирования среды жизнедеятельности при реконструкции городской застройки является создание условий для обеспечения физической, пространственной и информационной доступности объектов и комплексов различного назначения (жилых, социальных, производственных, рекреационных, транспортно-коммуникационных и т.п.), а также обеспечение безопасности и комфортности городской среды.

В соответствии с п. 4.3 при создании доступной для маломобильных групп населения, включая инвалидов, среды жизнедеятельности на территории города Чебоксары необходимо обеспечивать возможность беспрепятственного передвижения:

- инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и маломобильных групп населения с помощью трости, костылей, кресла-коляски, собаки-проводника, а также с использованием транспортных средств (индивидуальных, специализированных или общественных);

инвалидов с нарушениями зрения и слуха с использованием информационных сигнальных устройств и средств связи, доступных для инвалидов.

П. 4.4 Правил предусмотрено, что основу доступной для маломобильных групп населения среды жизнедеятельности должен составлять безбарьерный каркас территории реконструируемой застройки, обеспечивающий создание инвалидам условий для самостоятельного осуществления основных жизненных процессов: культурно-бытовых потребностей, передвижения с трудовыми и культурно-бытовыми целями, отдыха, занятия спортом и т.п.

В силу п. 4.5 Правил принципы формирования безбарьерного каркаса территории города Чебоксары должны основываться на принципах универсального дизайна и обеспечивать:

равенство в использовании городской среды всеми категориями населения;

гибкость в использовании и возможность выбора всеми категориями населения способов передвижения;

простоту, легкость и интуитивность понимания предоставляемой о городских объектах и территориях информации, выделение главной информации;

возможность восприятия информации;

- минимальность возникновения опасностей и ошибок восприятия информации.

Согласно п. 4.6 Правил при проектировании объектов благоустройства жилой среды, улиц и дорог, объектов культурно-бытового обслуживания следует предусматривать доступность среды города Чебоксары для маломобильных групп населения, в том числе оснащение этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению маломобильных групп населения.

В соответствии с п.4.9 Правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения.

Также в силу п. 4.10 Правил поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

Согласно п. 4.12 Правил благоустройство пешеходной зоны (пешеходных тротуаров и велосипедных дорожек) осуществляется с учетом комфортности пребывания в ней и доступности для маломобильных пешеходов.

В соответствии с п. 4.13 Правил при планировочной организации пешеходных тротуаров предусматривается беспрепятственный доступ к зданиям и сооружениям маломобильных групп населения (инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, сопровождающих), а также специально оборудованные места маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

В силу п. 5.1.10, 5.1.12 СП 59.13330.2016 тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, следует размещать на расстоянии 0,8-0,9 м до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей и т.п. Глубина предупреждающего указателя должна быть в пределах 0,5-0,6 м и входить в общее нормируемое расстояние до препятствия. Указатель должен заканчиваться до препятствия на расстоянии 0,3 м. Указатели должны иметь высоту рифов 5 мм.

Вокруг отдельно стоящих опор, стоек или стволов деревьев, расположенных на путях следования вместо типовых предупреждающих указателей, допускается применять сплошное круговое предупредительное мощение, укладку плоских приствольных решеток с расстоянием между внешним и внутренним диаметрами не менее 0,5 м или обустройство круговых тактильно-контрастных указателей глубиной 0,5-0,6 м.

В нарушение указанных требований на проступях краевых ступеней лестничных маршей отсутствуют контрастные полосы с поверхностью ступени, имеющие общуюширину в пределах 0,08 - 0,1 м. и расстояние между контрастной полосой и краем проступи - от 0,03 м до 0,04 м. Перед внешними лестницами отсутствуют предупреждающие тактильно-контрастные указатели

В соответствии с п. 5.1.11 СП 59.13330.2016 покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН,

В нарушение требований законодательства ступени внешней лестницы имеют выраженные повреждения (сколы).

Согласно п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%.

В нарушение указанных требований законодательства ступени лестничных маршей разные по высоте подступенка. Ширина проступей менее 0,35м (фактическая 0,31м), некоторые ступени имеют высоту подступенка менее 0,12м (фактическая 0,09м). Поперечный уклон ступеней в сторону спуска более 2%.

В соответствии с п. 5.1.14 СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывно марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%).

При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы их лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения.

На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и маломобильных групп населения при наличии сопровождающих лиц.

В нарушение требований законодательства между внешними лестницам имеется сплошная наклонная поверхность шириной менее 0,9м (фактическая 0,8м) с уклоном более 1:20 (5%) (т.к. общее количество ступеней состоит из 11ед. со средней высотой 0,10-0,12м.. то высота перепада высот составляет приблизительно 1,2-1,4м, следовательно, пандус должен быть трех маршевый с промежуточными горизонтальными площадками для поворотов предназначенным для передвижения инвалидам на креслах-колясках ималомобильных групп населения. Таким образом, рассматриваемая сплошная наклонная поверхность не может считаться пандусом.

В нарушение требований п. 4.1.14 СП59.13330.2016 наружные лестницы не оборудованы поручнями.

Наличие таких нарушений сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось. Вместе с тем, сторонами также не оспаривалось и то обстоятельство, что полное выполнение требований СП 59.13330.2016 в указанной выше части не представляется возможным из-за особенностей рельефа местности и нахождения вплотную к лестничным пролетам жилых и нежилых помещений адрес, в связи с чем данное дело рассматривается судом в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

На ответчиков Администрацию г. Чебоксары и МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства»суд возлагает обязанность организовать и провести работы по ремонту лестничных пролетов как части пешеходного тротуара возле адрес

При определении срока проведения ремонтных работ суд учитываетнеобходимость проведения конкурсных процедур по заключению муниципальных контрактов на проектирование и капитальный ремонт с учетом требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и устанавливает такой срок в девять месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Чебоксары и МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» о возложении обязанности организовать и провести работы по ремонту лестничных пролетов как части пешеходного тротуара возле адрес удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Чебоксары и МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» организовать и провести работы по ремонту лестничных пролетов как части пешеходного тротуара возле дома № 30 по ул. Ярославская г. Чебоксары в срок девять месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Мотивированное решение суда составлено 17 июля 2020 года.

Председательствующий судья Шопина Е. В.

2-122/2020 (2-5003/2019;) ~ М-4676/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в иетерсах неопредленного круга лиц
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
МБУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства"
Другие
Администаритция Ленинского района г. Чебоксары
Финансовое управление администрации города Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Шопина Елена Владимировна
Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
04.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2019Передача материалов судье
05.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2019Судебное заседание
26.11.2019Судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
03.02.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
15.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее