Дело № 2-1147/2022
49RS0001-01-2022-001365-60 14 апреля 2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Доброходовой С.В.,
при секретаре Львовой Е.А.
с участием прокурора Гуть Л.Н.,
представителя ответчика П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 14 апреля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Среднеканского района Магаданской области в интересах муниципального образования «Среднеканский городской округ» к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Среднеканского района Магаданской области обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с иском в интересах муниципального образования «Среднеканский городской округ» к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта Магаданской области», Фонд) о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Среднеканского района Магаданской области выявлено бездействие регионального оператора, выразившееся в необеспечении проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б.
Постановлением Правительства Магаданской области от 29 мая 2014 года № 455-пп утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год», которой установлена очередность проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Исполнителями Программы являются Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области и Фонд.
Данная программа исполняется в соответствии с Краткосрочным планом реализации программы, утвержденным Постановлением Правительства Магаданской области от 11 января 2018 года № 3-пп.
Программой предусмотрен капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б в 2021 году.
Краткосрочным планом конкретизирован вид работ по капитальному ремонту многоквартирных домов – ремонт крыши, установлена плановая дата завершения работ – 31 декабря 2021 года.
В нарушение указанных требований капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б до настоящего времени не проведен.
Невыполнение Фондом функций регионального оператора по обеспечению проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома привело к срыву сроков, установленных Программой и Краткосрочным планом, нарушает права граждан на благоприятные условия проживания, а также создает угрозу причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
Иск предъявлен в интересах муниципального образования «Среднеканский городской округ» как собственника недвижимого имущества в названном многоквартирном доме.
На основании изложенного, просит обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» в срок до 01 октября 2022 года обеспечить проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б.
Определением судьи от 14 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены МУП «Сеймчантеплосеть», Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области.
В судебном заседании прокурор требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, против установления срока выполнения капитального ремонта до 01 июля 2023 года не возражал.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта с исковыми требованиями согласился, просил суд учесть позицию ответчика об установлении срока для исполнения решения суда до 01 июля 2023 года в связи с недостаточностью денежных средств для выполнения работ по капитальному ремонту в Среднеканском районе.
Представители администрации Среднеканского городского округа, МУП «Сеймчантеплосеть», Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, для участия в судебном заседании не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу ч. 1 ст. 180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (п. 2, 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Магаданской области установлены Законом Магаданской области от 29 июля 2013 года № 1638-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» (далее - Закон об обеспечении проведения капитального ремонта).
Так, согласно ст. 7 Закона об обеспечении проведения капитального ремонта региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из областного бюджета и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. При этом региональный оператор обеспечивает обязательный учет средств, заимствованных на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома из фондов капитального ремонта других многоквартирных домов, сроков и условий возврата таких заимствований.
Приведенные положения закона закреплены и в ч. 1 ст. 182 ЖК РФ.
Постановлением администрации Магаданской области от 18 апреля 2013 года № 340-па создана некоммерческая организация Фонд капитального ремонта.
Реализуя установленные вышеназванным законом полномочия, Правительство Магаданской области постановлением от 29 мая 2014 года № 455-пп утвердило региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год» (далее - Программа), основной целью которой является планирование и организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Магаданской области.
Исполнителями данной Программы являются Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области и Некоммерческая организация - Фонд капитального ремонта.
Указанная Программа содержит перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
Названной Программой предусмотрено проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б.
На основании ч. 7 ст. 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
В целях реализации вышеназванной региональной программы постановлением Правительства Магаданской области от 11 января 2018 года № 3-пп утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год» на 2018-2020 годы», которым утверждены стоимость и виды работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включая ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б.
В своем ответе руководитель Фонда капитального ремонта сообщил прокурору города Магадана о том, что капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б не выполнен.
Таким образом, в ходе судебного заседания достоверно установлено, что работы по ремонту крыши в названном многоквартирном доме до настоящего времени не проведены.
Между тем Законом об обеспечении проведения капитального ремонта порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него ч. 1 ст. 182 ЖК РФ обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Недостаточность средств фонда капитального ремонта по причине небольшой собираемости взносов не является основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, поскольку именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
При таком положении прокурор, действуя в интересах муниципального образования «Среднеканский городской округ», в собственности которого согласно имеющейся в деле информации находятся ряд квартир названного многоквартирного дома, вправе требовать от регионального оператора выполнения предусмотренного региональной программой ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности предъявленных исковых требований, поскольку невыполнение ответчиком действий по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме существенным образом нарушает сроки выполнения капитального ремонта, предусмотренного Программой, что приводит к разрушению крыши многоквартирного дома и свидетельствует о нарушении прав муниципального образования «Среднеканский городской округ», как собственника жилых помещений.
Таким образом, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения, судом принимается во внимание срок и порядок вступления решения в законную силу, правовой статус ответчика, характер и длительность допущенного нарушения.
Учитывая мнение сторон, временные и финансовые затраты, необходимые на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения до 01 июля 2023 года, который является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Среднеканского района Магаданской области в интересах муниципального образования «Среднеканский городской округ» к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б, удовлетворить.
Обязать Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» в срок до 01 июля 2023 года обеспечить проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан, ул. Советская д. 6-Б.
Взыскать с Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи жалобы через Магаданский городской суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить срок составления решения суда в окончательной форме - 21 апреля 2022 года.
Судья С.В. Доброходова