К делу №
УИД: 23RS0№-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 06 ноября 2020 года
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе
Председательствующего – судьи Радченко Д.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» (далее – ООО «СХФ «Верлиока») о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока», в котором просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на <адрес> общей площадью 15,3 кв.м., расположенную в <адрес>; обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать за истцом право собственности на указанную квартиру.
В обоснование требований указано, что истец является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, находящемся в собственности ООО «СХФ Верлиока» на основании договора «о безвозмездной передаче жилого фонда» от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время истец желает воспользоваться своим правом на приватизацию указанной квартиры, которая представляет собой отдельное изолированное помещение, за пользование которым он оплачивает квартплату и коммунальные услуги. Однако ООО СХФ «Верлиока» на письменное обращение представителя ФИО1 по доверенности с требованием об оказании содействия в приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, представили ответ, что не возражают против оформления ФИО1 приватизации <адрес> общежития по <адрес>, находящегося на его балансе, но, в связи с тем, что данное общежитие является федеральной собственностью, заключение договора приватизации не представляется возможным, разъяснено право обратиться в суд. Таким образом, возможность внесудебного урегулирования спора исключена. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, будучи извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщила. В своем заявлении представитель истца по доверенности ФИО4 просила рассмотреть дело без ее участия, настаивала на удовлетворении требований искового заявления.
Представитель ответчика ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщил. От генерального директора ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» поступило заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, в решении данного вопроса полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица администрации Лазаревского внутригородского района <адрес> в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. О причинах неявки суду не сообщил.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Изучив материалы дела, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия сторон, признавая причины их неявки неуважительными, и считает, что требования иска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> общей площадью, в том числе и жилой 15,3 кв.м., расположена в жилом <адрес>, находящемся в собственности является ООО «СХФ «Верлиока», на основании договора о безвозмездной передаче жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ между ТОО с/фирма «Победа» и ООО СХФ «Верлиока».
В соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР предметом договора найма может быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры или нескольких комнат.
ФИО1 является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
Желая реализовать свое право на получение занимаемого жилого помещения в собственность, истец, действуя в лице представителя по доверенности, обратилась в ООО «СХФ «Верлиока» с заявлением о предоставлении разрешения на приватизацию и оказании содействия в данном вопросе.
Однако на письменное обращение от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «СХФ «Верлиока» ответил письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщил, что ООО «СХФ «Верлиока» не возражает против оформления ФИО1 приватизации <адрес> общежития по <адрес>, находящегося на балансе общества. Но в связи с тем, что данное общежитие является федеральной собственностью, заключение договора приватизации не представляется возможным. В случае несогласия истцу разъяснено право обращения в суд.
Поскольку возможность внесудебного урегулирования спора исключена, желая реализовать свое право и приватизировать занимаемое жилое помещение, истец обратилась в суд с настоящим заявлением о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Статья 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гласит: «каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз».
Согласно справке ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № БС/2020-10764 за ФИО1 на территории <адрес> не зарегистрировано прав на объекты недвижимого имущества, сведений об участии в приватизации также не имеется.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановлений Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №) «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановлений Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №) «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановлений Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №) «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Кроме того, в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановлений Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №) «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» отмечено, что решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В случае, если после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не были переданы в муниципальную собственность, то на данные правоотношения должны распространяться те же положения, что и при приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям.
Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», всеобщей декларацией прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище (ст. 25). Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Право гражданина на жилище и право иметь имущество в собственности установлено ст. ст. 35, 40 Конституцией РФ.
Статьей 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации. Так, приватизации не подлежат помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, приравненных к ним.
Таким образом, занимаемое истцом жилое помещение не подпадает под ограничения, установленные ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ и ч. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).
Учитывая изложенное, суд, оценивая все обстоятельства по делу, считает возможным признать за истцом право собственности на спорное помещение.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со статьей 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, и вступившие в законную силу судебные акты.
Как предусмотрено п. 4 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу п. 1 ст. 58 указанного Закона, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу, что заявленные истцом требования о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования искового заявления ФИО1 к ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на <адрес> общей площадью 15,3 кв.м., расположенную в <адрес>.
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать за ФИО1 право собственности на <адрес> общей площадью 15,3 кв.м., расположенную в <адрес>.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Лазаревский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
Лазаревского районного суда <адрес> Д.В. Радченко