Судья Менькова А.Ю. Дело № 7а-379/2022
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 27 июля 2022 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Спецавтохозяйство» Анфимова Д.А. на постановление судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 09 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Спецавтохозяйство»,
установил:
постановлением Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Цуканова Д.А. от 09 декабря 2021 года в отношении Муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Спецавтохозяйство» (далее МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» или Предприятие) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В установленном законом порядке дело передано на рассмотрение в Кировский районный суд города Новосибирска.
Постановлением судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 09 февраля 2022 года МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 175000 рублей.
На указанное постановление защитником МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» Анфимовым Д.А. в порядке статьи 30.1 КоАП РФ в Новосибирский областной суд подана жалоба.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что судом не принято во внимание, что полигон «<данные изъяты>» начал функционировать как объект размещения отходов производства и потребления с 1994 года, полигон «<данные изъяты> с 1967 года. Требования по обязательному оснащению объектов размещения отходов системой отвода биогаза и сбора фильтрата введены в 2021 году, при этом не указано, что распространяют свое действие на ранее введенные в эксплуатацию объекты. В настоящее время МУП <адрес> «Спецавтохозяйство» продолжает поиск и сбор коммерческих предложений от организаций занимающихся выполнением проектов по оснащению и выполнению работ по оснащению полигона «Левобережный» и полигона «Гусинобродский» системой отвода биогаза и сбора фильтрата. МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» с 2017 года по настоящее время производится работа по установлению санитарно-защитных зон. Отказы Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в установлении санитарно-защитных зон связаны с внесением изменений в законодательство и длительным рассмотрением документов. Также судом не дана оценка обстоятельству, что в связи с внесенными в закон изменениями, срок для установления санитарно-защитной зоны продлевается до 01 октября 2024 года.
Судом также не приняты во внимание доводы о повторном привлечении МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» к административной ответственности в части нарушений, выразившихся в отсутствии на полигонах систем по сбору и отводу биогаза, а также систем по сбору и отводу фильтра.
Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для её рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, которые поддержал защитник МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» Анфимов Д.А., заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Вакорина М.О. об изменении постановления, а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 6.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к размещению отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), размещение отходов - это хранение и захоронение отходов, отходы производства и потребления (то же что и отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (часть 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона № 89-ФЗ исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон о санитарном благополучии населения) предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о санитарном благополучии указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых в силу части 3 названной статьи является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 1 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (вместе с «СанПиН 2.1.3684-21 Санитарные правила и нормы...») (далее СП 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктами 250, 251, 252, 264 СП 2.1.3684-21 заполнение полигона должно осуществляться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, послойным чередованием ТКО и грунта, дренажных труб, а также изолирующих материалов.
С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, обеспечивается сбор образующейся в их толще жидкой фазы - фильтрата.
Сбор фильтрата должен осуществляться в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов.
На полигонах ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна быть предусмотрена система сбора и отвода биогаза, обеспечивающая сбор и отвод биогаза.
На выезде с территории полигона ТКО должна предусматриваться дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» проведена проверка соблюдения законодательства природоохранной прокуратурой со специалистами РФ Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в период с 01 сентября 2021 года по 21 сентября 2021 года, проведено обследование полигонов ТКО «Левобережный» и «Гусинобродский» на предмет их соответствия требованиям СП 2.1.3684-21, справка о результатах проверки поступила в природоохранную прокуратуру 11 октября 2021 года.
В ходе проверки установлено, что заполнение полигонов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» ведется МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» путем чередования ТКО и грунта, дренажные трубы не прокладываются; образующийся фильтрат, дождевые и талые воды собираются в канавы, расположенные по периметру полигонов, очистка и сброс фильтрата в отдельные устройства с его последующей очисткой и удалением в систему канализации или сбросом после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов не осуществляется; система сбора и отвода биогаза на полигонах отсутствует. Кроме того, яма для мойки колес автотранспорта на полигоне ТКО «<данные изъяты>» на момент обследования дезинфицирующим средством не заполнена. Также установлено, что в нарушение требований части 13 статьи 26 Федерального закона пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» Предприятие не обратилось в срок до 01 октября 2021 года в орган государственной власти, уполномоченный на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне, в отношении полигона ТКО «<данные изъяты>», в отношении которого разработан проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны и на который по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ №, а также санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области № от 05 июля 2017 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» к административной ответственности по части 4 статьи 6.35 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения подтверждаются представленными в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09 декабря 2021 года в отношении МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» (л.д. 2-3); копией Устава МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» (л.д. 4-10); копией выписки из реестра лицензий № 2031 на осуществление деятельности по размещению отходов производства и потребления в отношении МУП «Спецавтохозяйство» (л.д. 14-22); копией санитарно-эпидемиологического заключения от 05 июля 2021 года, с приложением, копии экспертного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы №1-562 от 25 мая 2017 года (л.д. 23-32); копией справки главного специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Тур О.Н. с указанными выявленных нарушений в ходе проверки эксплуатации МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» (л.д. 35-37).
Вместе с тем, судья районного суда, указывая о несоблюдении МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» обязанности в силу требований пункта 13 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» по обращению в срок до 01 октября 2021 года в орган государственной власти, уполномоченный на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлением об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне, в отношении полигона ТКО «<данные изъяты>», не учел положения действующего законодательства на момент принятия решения в указанной части.
Судом не принято во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установленный в пункте 13 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ срок по обращению с заявлением об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон изменен: с 2021 года на 2024 год. С учетом внесенных изменений, действующих с 31 декабря 2021 года, срок на подачу с соответствующим заявлением установлен до 1 октября 2024 года.
Таким образом, выводы судьи о допущенных МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» нарушениях требований закона в указанной части являются необоснованными, в связи с чем подлежат исключению из обвинения.
Кроме того, Предприятию вменены нарушения, выразившиеся в отсутствии системы сбора и отвода биогаза на полигонах. Вместе с тем, согласно представленным материалам, ранее Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области уже были выявлены данные нарушения в период, аналогичный периоду проведения прокуратурой проверки по настоящему делу. По указанным фактам МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» привлечено к административной ответственности (события июль-август 2021 года) постановлением № от 28 апреля 2022 года (ТКО «<данные изъяты>») и постановлением № от 21 октября 2021 года (ТКО «<данные изъяты>»). Также из справки, составленной по результатам совместной с Новосибирской межрайонной прокуратурой проверки, усматривается, что указанная проверка проведена в порядке проверки исполнения ранее выданного предписания от 27 августа 2021 года №.
При таких обстоятельствах заслуживают внимания доводы жалобы о повторном привлечении к административной ответственности за одни и те же нарушения, выразившиеся в отсутствии системы сбора и отвода биогаза на полигонах.
В указанной части постановление также полежит изменению с исключением выводов о допущенных МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» нарушениях.
В остальной части законность принятого в отношении МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» судебного акта сомнений не вызывает.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда правильно пришел к выводу, что МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» имело возможность для соблюдения норм подлежащего применению законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» обоснованно квалифицировано по части 4 статьи 6.35 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применимого законодательства.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 4 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением норм частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 этого Кодекса.
Изменение обвинения судьей вышестоящего суда не влияет на определенный судьей районного суда вид и размер административного наказания.
Судья районного суда верно не усмотрел оснований для применения части 3 статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, оснований не согласиться с указанным выводом не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 6.35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░»; ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░