Дело <№>
64RS0<№>-83
Решение
Именем Российской Федерации
11 августа 2022 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Заикиной Ю.Е.,
при помощнике судья Яковенко Ю.А., секретаре Ржавцевой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивашова Ю. И. к администрации муниципального образования «Город Саратов», о сохранении объекта в реконструированном виде, включении в состав наследственной массы жилого помещения и земельного участка, признании права собственности,
установил:
Ивашов Ю.И. обратился в суд с иском администрации муниципального образования «Город Саратов», о сохранении объекта в реконструированном виде, включении в состав наследственной массы жилого помещения и земельного участка, признании права собственности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <Дата> умерла мать истца Ивашова А.П., после смерти которой осталось наследство в виде жилого дома и земельного участка по адресу: г. Саратов, <адрес>. Истец является единственным наследником после смерти Ивашовой А.П. <Дата> истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Ивашовой А.П., однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону истцу отказано, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости отсутствую сведения о принадлежности указанного дома и земельного участка умершей Ивашовой А.П. Согласно протоколу <№> заседания исполкома Сталинского Райсовета депутатов от <Дата> указанный дом и земельный участок принадлежали деду истца Страхову П.К. При жизни наследодателя с целью улучшения жилищно-бытовых условий была произведена реконструкция домовладения. Право собственности на домовладение и земельный участок при жизни Ивашовой А.П. не были зарегистрированы в уставленном порядке с учетом указанной реконструкции в связи, с чем истец обратился в суд с иском, в котором просит включить в состав наследственной массы жилое домовладение и земельный участок по адресу: г. Саратов, <адрес>, сохранить домовладение по адресу: г. Саратов, <адрес> следующем составе: основное строение (литер Д), состоящее из кухни, площадью 12,7 кв.и., совмещенного санузла, площадью 3,8 кв.м., жилой комнаты, площадью 20,8 кв.м., основная пристройка (литер <адрес>), состоящая из коридора, площадью 11,7 кв.м., жилой комнаты, площадью 12,6 кв.м., навес (литер Н), сарай (литер <адрес>), ворота (литер В), ограждение (литер О), сливная яма (литер СЛ), признать за Ивашовым Ю.И. право собственности на указанное домовладение и земельный участок, по адресу: г. Саратов, <адрес>, в порядке наследования по закону.
В судебном заседании истец и его представитель не явились, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, на основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, осуществляется на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка, в том числе и на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
На основании п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ <№>, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ <№> от <Дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения ст. 222 Гражданского кодекса РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу. Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности на самовольную постройку.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <№> от <Дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
При этом отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что <Дата> умерла мать истца Ивашова А.П., после смерти которой осталось наследство в виде жилого дома и земельного участка по адресу: г. Саратов, <адрес>.
Истец является единственным наследником после смерти Ивашовой А.П.
Согласно протоколу <№> заседания исполкома Сталинского Райсовета депутатов от <Дата> указанный дом и земельный участок принадлежали деду истца Страхову П.К.
При жизни наследодателя с целью улучшения жилищно-бытовых условий была произведена реконструкция домовладения, в результате которых дом стал иметь следующую площадь: основное строение (литер Д), состоящее из кухни, площадью 12,7 кв.и., совмещенного санузла, площадью 3,8 кв.м., жилой комнаты, площадью 20,8 кв.м., основная пристройка (литер <адрес>), состоящая из коридора, площадью 11,7 кв.м., жилой комнаты, площадью 12,6 кв.м., навес (литер Н), сарай (литер <адрес>), ворота (литер В), ограждение (литер О), сливная яма (литер СЛ).
Право собственности на домовладение и земельный участок при жизни Ивашовой А.П. не были зарегистрировано в уставленном порядке.
<Дата> истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Ивашовой А.П., однако в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону истцу отказано, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости отсутствую сведения о принадлежности указанного дома и земельного участка умершей Ивашовой А.П.
Как следует из заключения судебной экспертизы <№> от <Дата> проведенной ООО «Приоритет-оценка», объект индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. Саратов, <адрес>, соответствует санитарным, строительно-техническим, пожарным, градостроительным и иным нормам и правилам, пригоден для дальнейшей эксплуатации, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При сопоставлении результатов геодезической съемки жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес> со сведениями ЕГРН в отношении кадастрового квартала 64:48:020316, а также с результатами геодезической съемки фактических границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>, установлено, что указанный жилой дом полностью расположен в фактических границах земельного участка, фактической площади 361 кв.м, по адресу: г. Саратов, <адрес>. Жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, <адрес>, как документальные так и фактические границы смежных земельных участков не пересекает, права смежных землепользователей не нарушает. При этом отсутствуютнарушения красных линий, отсутствуют какие-либо подземные либо надземные коммуникации. Расположение указанного объекта не препятствуетобслуживанию и эксплуатации каких-либо коммуникаций. Размещение указанного объекта соответствуетразрешенному использованию земельного участка, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (согласно правилам градостроительного зонирования МО «Город Саратов»).
С учетом вышеуказанных документов, сохранение жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>. в реконструированном состоянии, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, а также не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, реконструированный жилой дом расположен в границах отведенного под строение земельного участка, что согласно п.3 ст.222 ГК РФ не препятствует сохранению дома в реконструированном состоянии, в связи с чем суд считает правильным удовлетворить исковые требования Ивашова Ю.И. о сохранении жилого дома в реконструированном состоянии.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от <Дата> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В п. 1 ст. 1110 ГК РФ закреплено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил названного Кодекса не следует иное.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ).
Таким образом, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику с момента открытия наследства.
Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Свидетельство о праве собственности на наследство, как указано в п. 1 ст.1162 и п. 1 ст. 1163 ГК РФ, выдается по месту открытия наследства нотариусом по заявлению наследника в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства. Из этого следует, что получение такого свидетельства является правом, а не обязанностью наследника, которое он может реализовать в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия такого наследства.
Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ивашова Ю.И. о признании за ним права собственности в порядке наследования после смерти Ивашовой А.П.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 36000 руб. подлежат возмещению ООО «Приоритет-оценка» за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
сохранить в реконструированном состоянии домовладение, расположенные по адресу: г. Саратов, <адрес>, сохранить домовладение по адресу: г. Саратов, <адрес> следующем составе: основное строение (литер Д), состоящее из кухни, площадью 12,7 кв.и., совмещенного санузла, площадью 3,8 кв.м., жилой комнаты, площадью 20,8 кв.м., основная пристройка (литер <адрес>), состоящая из коридора, площадью 11,7 кв.м., жилой комнаты, площадью 12,6 кв.м., навес (литер Н), сарай (литер <адрес>), ворота (литер В), ограждение (литер О), сливная яма (литер СЛ),
Признать право собственности Ивашова Ю. И. (паспорт 6311 <№>) на домовладение и земельный участок, расположенные по адресу: г. Саратов, <адрес>, в порядке наследования после смерти Ивашовой А. П., умершей <Дата>.
Взыскать с Управления Судебного департамента в <адрес> в пользу ООО «Приоритет-оценка» за счет средств федерального бюджета судебные расходы за производство судебной экспертизы в размере 36 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено <Дата>
Судья Ю.Е. Заикина