УИД: 61RS0019-01-2022-004068-09
Дело № 2-3069/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«26» августа 2022 года город Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи: Тюрина М.Г.,
при секретаре: Беловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Зверево к Осадчему Максиму Сергеевичу, федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, третьи лица: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, Управление социальной защиты населения Администрации г.Зверево о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы, установления инвалидности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Осадчему М.С., федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по РО») о признании недействительной справки Бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования серии МСЭ – <дата> № от <дата>, выданную Бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО» в отношении Осадчева М.С.
В обоснование иска указав, что согласно выписке из акта освидетельствования серии МСЭ – <дата> №, выданной Бюро № – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с <дата> Осадчему М.С. установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Признание гражданина <данные изъяты> свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Проверкой, проведенной прокурором <адрес> установлено, что согласно представленным сведениям в прокуратуру <адрес> ФКУ «ГБ МСЭ по РО» протоколы и акты проведения медико-социальной экспертизы Осадчего М.С. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» отсутствуют. В базе данных Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системы (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ, информация о проведении медико-социальной экспертизы на Осадчего М.С. отсутствует.
Согласно представленным сведениям МБУЗ «ЦГБ» <адрес> и МБУЗ «ЦГБ» <адрес> Осадчий М.С. в службу медико-социальной экспертизы не направлялся.
Кроме того, фиктивность выписки из акта освидетельствования подтверждается приговором Красносулинского районного суда от <дата>, содержащимися в материалах уголовного дела – письмами ФКУ «ГБ МСЭ по РО, МБУЗ «ЦГБ» <адрес> и МБУЗ «ЦГБ» <адрес>.
В судебное заседание прокурор <адрес> не явился, извещен надлежащим образом о слушании дела.
Ответчик Осадчий М.С. извещался судебной корреспонденцией, которая вернулась в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».
Согласно ч. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 10 ГК РФ, никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, не допускается злоупотребление правом. На основании ст. 33 ГПК РФ, участвующие в деле лица должны добросовестно пользоваться всеми процессуальными правами.
В соответствии с ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Ответчик извещался судом о явке по месту ее регистрации в качестве постоянно проживающей. Судебное извещение было возвращено в суд ввиду истечения срока хранения, в т.ч. о явке в заседание суда.
В силу п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, ответчик Осадчий М.С. извещался судом о явке надлежащим образом.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по РО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в котором также указал на то, что ФКУ «ГБ МСЭ по РО» сведениями о прохождении <дата> ответчиком МСЭ в бюро № – филиале ФКУ «ГБ МСЭ по РО» не располагает, отсутствует дело МСЭ ответчика и соответствующие данные о нем в Федеральной государственной информационной системе «Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы.
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> к Осадчему Максиму Сергеевичу, ФКУ «ГБ МСЭ по РО» о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона №181-ФЗ от <дата> "О социальной защите инвалидов", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от <дата> № "О признании лица инвалидом".
В соответствии с п. 2, п. 3 указанных Правил, признание инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. п. 5 и 6 указанных Правил, условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Классификация и критерии, используемые при осуществлении МСЭ граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены Приказом Минтруда России от <дата> №н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Согласно п. 7 Правил признания лица инвалидом, в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Пунктом 16 указанных Правил предусмотрено, что Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
В случае отказа медицинской организации в направлении гражданина на медико-социальную экспертизу ему выдается заключение врачебной комиссии соответствующей медицинской организации, и гражданин (его законный или уполномоченный представитель) вправе подать жалобу на такое решение медицинской организации в орган, осуществляющий в отношении указанной медицинской организации функции учредителя, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации и в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, если медицинская организация относится к системе здравоохранения федерального уровня. (пункт 19 Правил).
Необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы условием, является выдача направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Пунктом 13 Правил признания лица инвалидом предусмотрено, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом I приложения к настоящим Правилам; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).
Установление группы инвалидности без указания срока Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории "ребенок-инвалид") по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
В силу пункта 1 части 3 статьи 8 Закона N 181-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона № 181-ФЗ, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что <дата> Осадчему М.С. установлена <данные изъяты> <данные изъяты>, по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии <данные изъяты> №.
Как следует из пояснений ФКУ "ГБ МСЭ по РО», Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, МБУЗ «ЦГБ <адрес>», МБУЗ «ЦГБ <адрес>» направление на медико-социальную экспертизу Осадчему М.С. не выдавалось, в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), используемой при прохождении МСЭ нет данных о его освидетельствовании в ФКУ «ГБ МСЭ по РО».
Материалами дела также подтверждается, что приговором <данные изъяты> от <дата> Осадчий М.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты>
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что правила прохождения медико-социальной экспертизы Осадчим М.С. нарушены, следовательно, требования прокурора о признании недействительными справки и выписки из акта медицинского освидетельствования об установлении Осадчему М.С. <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Осадчему Максиму Сергеевичу, федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, третьи лица: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, Управление социальной защиты населения Администрации <адрес> о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы и выписки из акта освидетельствования – удовлетворить.
Признать недействительными со дня выдачи справку Бюро № - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по РО" серии <данные изъяты> № от <дата> и выписку из акта медицинского освидетельствования серии <данные изъяты> № от <дата> об установлении Осадчему М.С., <дата> г.р., об установлении 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца после изготовления в окончательной форме.
Судья :
Решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2022 года.