Дело № 12-8/2024
УИД: 33MS0068-01-2023-003453-47
Р Е Ш Е Н И Е
9 января 2024 года г. Собинка
Судья Собинского городского суда Владимирской области Зайцева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Управления персонифицированного учета отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области ГЕП на постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Шанс» Глебовой З.В., в связи с признанием утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области Добродеевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Шанс» Глебовой З.В., в связи с признанием утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
В установленный срок начальник отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Управления персонифицированного учета отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области ГЕП обратилась в суд с жалобой, в которой выразила свое несогласие с принятым постановлением и просит его отменить, возвратив дело на новое рассмотрение. В обоснование указала, что обстоятельством, послужившим основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Глебовой З.В. явилось нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - ноябрь 2022 года, обязанность по представлению которых в срок не позднее 15 декабря 2022 г. установлена частью 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции до 01.01.2023 г. Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 14.07.2022 № 237-ФЗ предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.01.2023 г.). Соответственно, сведения за отчетные периоды 2022 года представляются в порядке, установленном Федеральным законом № 27-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2023 г. К таким сведениям относятся сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Считает, что изменение статьи 11 Закона № 27 – ФЗ Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 237 – ФЗ и Федеральным законом от 28.12.2022 г. № 569 – ФЗ, положение Глебовой З.В. каким-либо образом не улучшает, административную ответственность по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ не смягчает и не отменяет.
ОСФР по Владимирской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Глебова З.В.., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
В связи с указанными обстоятельствами, полагаю возможным рассмотреть жалобу начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Управления персонифицированного учета отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области ГЕП на постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие неявившихся лиц.
Ознакомившись с доводами жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Как усматривается из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела персонифицированного учета и обработки информации № 2 Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области в отношении генерального директора ООО «Шанс» Глебовой З.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому последней в нарушении подпункта 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» нарушены сроки предоставления (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) в Управление персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области формы СЗВ-М за ноябрь 2022 года, предоставив их 22 февраля 2023года.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено по пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием, утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Между тем с данным судебным актом нельзя согласиться в виду следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон № 27-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01 января 2023 года, было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021 года № 103п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и порядка заполнения формы указанных сведений».
Статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанности, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года №1862-О, от 17 июля 2018 года №1712-О).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 года №8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть как восстановительными, так и штрафными.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон №27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.
Взамен формы СЗВ-М постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года № 245п Утверждена единая форма «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) и порядок ее заполнения.
Вместе с тем частью 1 статьи 15 Федерального закона №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 января 2018 года № 3-П разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закрепляющая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно представление этих сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, отмена обязанности по представлению сведений по форме СЗВ-М с 1 января 2023года, не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 1 января 2023 года.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2023 года № 50-АД23-6-К8.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении мировым судьей не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении генерального директора ООО «Шанс» Глебовой З.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 1 год.
Поскольку на дату рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения генерального директора ООО «Шанс» Глебовой З.В. к административной ответственности по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Шанс» Глебовой З.В., прекращено в связи с признанием утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Шанс» Глебовой З.В. прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения и может быть обжаловано, опротестовано в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.В.Зайцева