УИД 21RS0№
№ 12-272/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
8 июля 2021 г. г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Захарова О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики на постановление административной комиссии при администрации Калининского района г.Чебоксары от 8 июня 2021 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.6 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Иванова С.Г.
у с т а н о в и л:
Постановлением Административной комиссии при администрации Калининского района г.Чебоксары (далее – Административная комиссия) от ДД.ММ.ГГГГ № Иванов С.Г. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.10.6 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях» (далее – Закон об административных правонарушениях), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, и.о. прокурора Калининского района г. Чебоксары принес на него протест, указав, что Административная комиссия в нарушение закона необоснованно переквалифицировала вмененную ч. 1 ст. 10.6 Закона об административных правонарушениях на более тяжкую часть рассматриваемой статьи без какого-либо обоснования, что ухудшает положение Иванова С.Г. и является нарушением, влекущим отмену постановления, поскольку имеющиеся в протоколе исправление должностным лицом не оговорены.
В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. поддержала протест, указав, что Иванову С.Г. фактически вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.6 Закона об административных правонарушениях, а постановление вынесено по ч. 3 той же статьи, ухудшающей положение привлекаемого лица.
Иванов С.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено, дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Судья, изучив доводы протеста и материалы дела об административном правонарушении, заслушав мнение прокурора, поддержавшего протест, приходит к следующему выводу.
Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
По смыслу положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом – заведующим сектора торговли отдела ЖКХ и благоустройства администрации Калининского района г.Чебоксары Сапожниковым А.А. составлен протокол №б\н об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 45 мин. на пересечении улиц – Эгерский бульвар и <адрес> Иванов С.Г. на опоре троллейбусной контактной сети разместил объявление «Белорусская ярмарка» в неустановленном для этих целей месте с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Чебоксары.
В протоколе об административном правонарушении указано, что Ивановым С.Г. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.6 Закона об административных правонарушениях. Данная статья состоит из четырех частей, каждой из которых предусмотрен самостоятельный состав административного правонарушения.
Однако в протоколе об административном правонарушении должностным лицом при указании части статьи печатный текст «часть 1 статьи 10.6» исправлен от руки на «часть 3 статьи 10.6», что является нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из положений ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание состава вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Кодексом РФ об административных правонарушениях установлен порядок исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в постановлении, решении, определении, состоявшихся по делу об административном правонарушении (ст. 29.12.1 КоАП РФ). Однако данная норма неприменима к случаям устранения недостатков протокола об административном правонарушении. Такие недостатки подлежат устранению путем внесения в протокол соответствующих исправлений и дополнений либо путем составления нового протокола с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Этой же статьей (ч.4.1) предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Однако в материалах дела не содержится сведения о том, что исправление в протокол об административном правонарушении от 13 мая 2021 г. были внесены надлежащим должностным лицом, в присутствии Иванова С.Г. – лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо последнему направлена копия протокола.
Требования ст. 28.2 КоАП РФ при внесении изменений в протокол об административном правонарушении не выполнены, возможность реализовать гарантии защиты Иванову С.Г. не обеспечена.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Однако такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии от 8 июня 2021 г. №468/21, вынесенное в отношении Иванова С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.6 Закона об административных правонарушениях, не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении Административной комиссии при администрации Калининского района г.Чебоксары следует учесть вышеизложенное и вынести по делу обоснованное постановление с учетом допустимости представленных на рассмотрение доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление Административной комиссии при администрации Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 10.6 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Иванова С.Г. отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Административную комиссию при администрации Калининского района г.Чебоксары.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.С. Захарова