ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2022 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ренгач О.В.,
при секретаре Гришиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2329/2022 (УИД 71RS0015-01-2022-003122-93) по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Управлению Росреестра по Тульской области, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
установил:
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось с иском к администрации г.Тулы указав, что просит снять с государственного кадастрового земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указало, что в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области поступило обращение МУ «УКС г.Тулы» о прекращении права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с К№ в связи с завершением строительства газопровода и регистрацией права муниципальной собственности на него.
На основании распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № право постоянного бессрочного пользования муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Тула» (МУ «УКС г.Тула») на земельный участок с К№ прекращено.
Указанный земельный участок согласно выписке из ЕГРН поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, и имеет статус «учтенный», а не «ранее учтенный».
Указали, что установленный законом порядок снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков отсутствует, таким образом имеет место законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а так же при отсутствии иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленным участком.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 13.04.2010 №Д23-1342 «Об оформлении кадастровых дел и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках» земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с кадастрового учета.
Министерство считает, что в настоящее время имеются основания для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка К№.
Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Игнатьева Я.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители ответчиков Управления Росреестра по Тульской области и ФГБУ «ФКП Росреестра», в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ст. 167, 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Судом установлено, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № МУ «УКС г.Тула» на основании заявления учреждения от ДД.ММ.ГГГГ в постоянное (бессрочное) пользование для линейного объекта (газопровода) предоставлен земельный участок с К№.
ДД.ММ.ГГГГ МУ «УКС г.Тула» обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с просьбой о рассмотрении возможности прекращения права постоянного (бессрочного) пользование земельными участками с К№ площадью 28 979 кв.м. и с К№ площадью 24 712 кв.м.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № право постоянного (бессрочного) пользования МУ «УКС г.Тула» на земельные участки из категории земель населенных пунктов с К№, по адресу: <адрес> и с К№, по адресу: <адрес> прекращено.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с К№, по адресу: <адрес> отнесен к землям населенных пунктов, имеет статус актуальные.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Статьей 10.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон N 2218-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области", согласно которому Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1 ч. 1, п. 2 ст. 5).
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области в связи с реорганизацией министерства экономического развития Тульской области путем выделения из него министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 23.09.2016 года N 120 "Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области".
В соответствии с п. 1, п. 5 подп. 49 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 года N 452 Министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 вышеуказанной статьи).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права, полномочия по государственной регистрации прав осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п. 7 ст. 7 Федерального закона РФ N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года).
Исходя из положений Федерального закона РФ N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п. 33 ч. 1 ст. 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пп. 14, 15 ст. 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п. 3 ст. 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72).
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков, в том числе имеющих статус "учтенный", с государственного кадастрового учета.
В соответствии счастью 3 статьи 70 указанного Федерального закона, орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 33 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 указанного обзора).
Таким образом, Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом.
Вместе с тем законодательно не исключено осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета на основании судебного решения.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ N №, земельный участок с кадастровым номером имеет площадь 1500+/-14 кв. м, категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение:, собственник земельного участка отсутствует. Сведения об объекте недвижимости имеют статус - "актуальные".
Также из выписки следует, что в пределах указанного земельного участка расположенных объектов недвижимости нет.
В настоящее время необходимо снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером, который невозможно использовать по назначению и собственник которого отсутствует.
Согласно статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. В данном случае существует законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленными участками (пункт 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 г. N 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота на судебную защиту.
Доказательства наличия спора о праве при рассмотрении данного дела не установлено.
При этом, суд учитывает, что внесение сведений о спорном объекте в государственный кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы истца, в компетенции которого находятся вопросы земель, право государственной собственности на которые не разграничено, а истец не имеет иных способов защиты нарушенного права, кроме обращения в суд с иском о снятии участка с государственного кадастрового учета, учитывая, что и орган кадастрового учета не имеет иных правовых оснований для самостоятельного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном участке, кроме решения суда.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, действия, нарушающие права на землю могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, при этом принимая во внимание, что спорный земельный участок невозможно использовать по назначению и собственник у него отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ 7106058814, ░░░ 710601001, ░░░░ 1177154000132, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░№, ░░░░░░░░ 240721+/-55 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░