Дело № 2-237/2023
УИД: 44RS0013-01-2023-000145-24
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 апреля 2023 г. п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Буровой Е.И.,
при секретаре Васильевой О.Д.,
с участием представителя истца Лебедевой Д.А. – Рыбакова А.Ю., представителя ответчика администрации Красносельского муниципального района Костромской области Виноградова Б.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лебедевой Д.А. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о взыскании материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов,
установил:
Лебедева Д.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области (администрация муниципального района) о взыскании материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) в размере 331 495,08 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 514,95 руб., расходов на оплату юридических услуг в размере 25 000 руб., расходов на оплату услуг оценщика за проведение экспертизы 15 000 руб., почтовых расходов в размере 161,50 руб. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она (Лебедева Д.А.) около <данные изъяты> а/д Красное-на-Волге - <адрес>, управляя автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный номер № не справилась с управлением, совершила съезд в правый кювет с последующим опрокидыванием. В результате автомобиль, принадлежащий ей на праве собственности, получил механические повреждения. При осмотре места ДТП установлено наличие на проезжей части дороги стекловидного льда и снежного наката не обработанного ПГС, что указывает на наличие скользкости и нарушение зимнего содержания улично-дорожной сети по ГОСТ Р 50597-2017. Согласно Уставу муниципального образования городское поселение поселок Красное-на-Волге Красносельского муниципального района Костромской области, именно на администрацию Красносельского муниципального района Костромской области, как на орган исполнительной власти, возложена обязанность по содержанию в надлежащем состоянии проезжей части автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью муниципального образования. В соответствии с п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-2017 установлены нормативные сроки (6 часов) ликвидации зимней скользкости. Положениями Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р – нарушение, которое вменяется в вину ответчику, закреплена необходимость использования метеопрогнозов, предварительного планирования работ по борьбе с зимней скользкостью, профилактической обработки дорог антигололедными реагентами. При этом в силу п. 4.4.2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью, при получении информации о погодных условиях с возможным образованием на покрытии ледяных отложений необходимо провести предварительную обработку покрытия химическими ПГМ в количестве 5-15 г/кв.м. Предварительная обработка производится за 1-2 часа до прогнозируемого явления погоды. Согласно п. 6.1.1 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №-ис (далее Методические рекомендации) непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего в т.ч. предупреждение и ликвидацию зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надёжной работы автомобильных дорог. В соответствии с п. 6.4.1 Методических рекомендаций, мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости включают: профилактическую обработку покрытий противогололедными химическими веществами; обработку образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя противогололедными химическими веществами; повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак). Пунктом 6.4.10 Методических рекомендаций предусмотрено, что борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить, в первую очередь, на потенциально опасных участках: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на горизонтальных кривых малого радиуса. В соответствии с п. 6.4.11 Методических рекомендаций для предупреждения участников движения о скользком покрытии устанавливают временные знаки «Скользкая дорога». Согласно п. 1.2 Руководства по борьбе с зимней скользкостью работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и соответствовать заданному уровню содержания. Для выполнения этих требований осуществляют следующие мероприятия: профилактические, цель которых не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием; повышение сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотнённого снега или гололёдной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок. Согласно пункту 3.2.10 Руководства по борьбе с зимней скользкостью борьбу с зимней скользкостью дорожно-эксплуатационные организации обязаны проводить при каждом случае ее появления. В первую очередь работы проводятся на участках, где больше всего возможно возникновение аварийных ситуаций: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на кривых малого радиуса. В соответствии с п. 4.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия: профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости; ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ; обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами. Исходя из сложившейся судебной практики, закрепление в п. 3.1.6 ГОСТа Р 50597-2017 нормативных сроков устранения зимней скользкости не освобождает ответчика от ответственности за нарушение возложенных на него обязанностей. Как указано выше, мероприятия по борьбе с зимней скользкостью представляют целый комплекс профилактических работ и мониторирование дорожной ситуации, а не только реагирование уже на наступившие последствия в течение установленного времени. Виновником данного ДТП считает учреждение, обслуживающее надлежащее состояние, в соответствии с ГОСТом, и качество дорожного полотна, а именно администрацию Красносельского муниципального района. Полагает, что именно администрация муниципального района допустила эксплуатацию ненадлежащего состояния дорожного полотна, а именно эксплуатацию дорожного полотна с зимней скользкостью, допустило не обозначение места плохого участка дороги и как следствие не предупредило возможный факт ДТП. Считает, что между бездействиями администрации муниципального района и произошедшим ДТП имеется прямая причинная связь, а, следовательно, имеется вина администрации муниципального района в произошедшем ДТП и причинении ущерба ей (истцу), как собственнику автомобиля. На основании экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № № стоимость восстановительного ремонта, рассчитанного по средней в регионе по стоимости нормочаса работ без учета износа заменяемых деталей автомобиля составляет 331 495,08 руб. Кроме того, за составление экспертного заключения ею (истцом) уплачено 15 000 руб. Убытки до настоящего времени не возмещены.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Красносельского муниципального района по доверенности Виноградов Б.Л. представил выписку из реестра государственного имущества Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения Костромской области «Красное-Прискоково», на которой произошло ДТП с участием истца Лебедевой Д.А., на основании распоряжения департамента имущественных отношений администрации Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции распоряжений департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) находится в оперативном управлении областного государственного бюджетного учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» (далее ОГБУ «Костромаавтодор»).
На основании ходатайства представителя ответчика Виноградова Б.Л., с согласия представителя истца Лебедевой Д.А. – Рыбакова А.Ю. судом произведена замена ненадлежащего ответчика по делу – администрации Красносельского муниципального района Костромской области на надлежащего – ОГБУ «Костромаавтодор».
Представитель истца Лебедевой Д.А. по доверенности Рыбаков А.Ю. в судебном заседании заявил ходатайство о передаче дела для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Костромы, поскольку ответчик по делу ОГБУ «Костромаавтодор» находится по адресу: <адрес>.
Истец Лебедева Д.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимала.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно общему правилу территориальной подсудности иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по адресу организации (ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ)).
В силу ч. 1 ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при замене ненадлежащего ответчика надлежащим необходимо учитывать, что дело может рассматриваться тем же судом, если с учетом нового ответчика его подсудность не изменилась. Если подсудность дела изменилась (например, ответчик находится на территории юрисдикции другого суда), дело, исходя из положений, закрепленных в части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, должно быть передано в суд, которому оно стало подсудно.
Судом установлено, что местом нахождения ответчика ОГБУ «Костромаавтодор» является адрес: <адрес>. На данную территорию юрисдикция Красносельского районного суда Костромской области не распространяется.
С учетом изложенного, мнения участников по делу, не возражавших против передачи гражданского дела для рассмотрения по месту нахождения ответчика ОГБУ «Костромаавтодор», суд приходит к выводу о передаче гражданского дела для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Костромы.
Руководствуясь ст. ст. 41, 224, 225 ГПК РФ, суд
определил:
Гражданское дело по иску Лебедевой Д.А. к областному государственному бюджетному учреждению «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» о взыскании материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов, передать для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Костромы (156013, г. Кострома, пр. Мира, д. 51).
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области.
Судья Е.И. Бурова