Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-306/2024 ~ М-275/2024 от 27.06.2024

Дело № 2-306/2024

УИД 29RS0025-01-2024-000502-66

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

8 августа 2024 года         п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Ручьева Н.М., при секретаре Демидкиной В.В.,

с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Новиковой Д.Д., представителя ответчика администрации Устьянского муниципального округа Пуляевой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности организовать и обеспечить снос аварийных многоквартирных домов,

установил:

прокурор Устьянского района Архангельской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Устьянского муниципального округа, просил обязать администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области в срок до 31.12.2024 организовать и обеспечить проведение работ по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресу: ...

В обоснование иска указано, что прокуратурой Устьянского района в ходе мониторинга исполнения органами местного самоуправления мероприятий по реализации адресной программы Архангельской области «Переселение граждан аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» на территории Устьянского муниципального округа Архангельской области установлено наличие пустующих многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, однако в течение длительного времени мер по сносу домов не предпринято. В рамках реализации первого этапа программы переселения граждан, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы» (далее - Программа переселения) в 2022-2023 годах на территории Устьянского муниципального округа расселено 19 многоквартирных жилых домов. В соответствии с разделом 6 Программы переселения органы местного самоуправления муниципального образования, участвующего в Программе, осуществляют: установление очередности сноса аварийного жилищного фонда муниципальных образований и соответственно очередности переселения граждан; в срок не позднее 6 месяцев после завершения расселения многоквартирного дома в рамках Программы снос дома за счет средств местного бюджета. Несмотря на вышеуказанные нормы закона, администрацией Устьянского муниципального округа меры по сносу расселенных многоквартирных домов в установленный Программой переселения 6-ти месячный срок не приняты, так по состоянию на 26.06.2024 не снесенными остаются 12 (из 19 расселенных) расселенных многоквартирных дома. Указанные аварийные дома создают угрозу обрушения, имеют свободный доступ в помещения для неопределенного круга лиц, в том числе с возможным умыслом на совершение террористических актов и иных противоправных действий, что создает опасность для граждан.

Определением суда от 08.08.2024 на основании заявления прокурора производство по делу в части исковых требований к администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности организовать и обеспечить снос аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресу: ..., прекращено, в связи с отказом истца от иска в данной части.

На судебном заседании старший помощник прокурора Новикова Д.Д. исковые требования прокурора в оставшейся части поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила обязать администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области в срок до 31.12.2024 организовать и обеспечить проведение работ по сносу аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: ...; .... Дополнительно пояснила, что по настоящее время ответчиком меры по сносу вышеуказанных аварийных многоквартирных домов не приняты.

Представитель ответчика администрации Устьянского муниципального округа Пуляева Э.А. на судебном заседании представила письменное заявление главы администрации Устьянского муниципального округа Котлова С.А. о признании иска с учетом уточненных прокурором требований, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Заслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства и иные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Устьянского района проверки исполнения органами местного самоуправления Программы переселения граждан из аварийного жилого фонда, установлено, что администрацией Устьянского муниципального округа Архангельской области не исполняются требования жилищного законодательства в части организации сноса расселенных аварийных многоквартирных домов.

В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Судом установлено, что на территории Устьянского муниципального округа расположены многоквартирные жилые дома в ..., признанные аварийными и подлежащими сносу на основании актов обследований и заключений межведомственной комиссии от 10.07.2015 и соответственно от 24.12.2013.

Данные многоквартирные дома были включены в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп (далее - Программа), предусматривающей, помимо переселения граждан, ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда.

Собственником указанных многоквартирных домов является Устьянский муниципальный округ.

По решению Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области от 21 декабря 2022 г. № 17 администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области является правопреемником администрации Устьянского муниципального района, администрации городского поселения «Октябрьское», администраций сельских поселений в том числе, «Шангальское» в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и объективно подтверждаются материалами дела.

В соответствии с разделом 6 Программы (в редакции до 08.07.2024) органы местного самоуправления муниципального образования, участвующего в Адресной программе осуществляют в срок не позднее 6 месяцев после завершения расселения многоквартирного дома в рамках Программы снос дома за счет средств местного бюджета.

С учетом внесенных Постановлением Правительства Архангельской области от 04.07.2024 № 506-пп изменений в Программу срок осуществления сноса для органов местного самоуправления увеличен до 12 месяцев после завершения расселения многоквартирного дома в рамках Адресной программы.

Таким образом, Программой предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального образования, участвующего в Программе, осуществляют снос дома за счет средств местного бюджета не позднее 12 месяцев после завершения расселения многоквартирного дома.

Согласно предоставленным ответчиком документам расселение граждан из аварийных домов по адресам: ..., завершено 28.08.2022 и 25.07.2023 соответственно. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Вместе с тем, до настоящего времени спорные многоквартирные дома не снесены, мероприятия по организации сноса аварийных домов администрацией Устьянского муниципального округа не проведены.

Согласно акту осмотра, проведенному старшим помощником прокурора Новиковой Д.Д., дом, расположенный по адресу: ..., находятся в разрушенном состоянии: отсутствует кровля, оконные рамы и стекла, разбросан бытовой мусор. Дом не огорожен, вход в помещения дома беспрепятственный. В доме ... также отсутствуют оконные рамы и стекла, дом не огорожен, вход в помещения дома беспрепятственный.

Фактически сложившаяся ситуация является недопустимой, поскольку безопасность на данных объектах не обеспечивается и существует реальная опасность жизни и здоровью граждан.

Доказательств, свидетельствующих об ином, ответчиком не предоставлено.

Согласно п.п. 9, 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального - жилищного контроля, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов - местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 3, 6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательство; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 10 Устава Устьянского муниципального округа к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Устьянского муниципального округа.

Ответчик исковые требования признал в полном объеме.

Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц, и выносит решение об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиком, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Прокурор Устьянского района просит установить сроки для исполнения решения до 31 декабря 2024 г.

Учитывая характер возникших спорных правоотношений, принимая во внимание, что на организацию и проведение мероприятий по сносу аварийных домов требуется время, суд полагает указанный прокурором срок для устранения выявленных нарушений при сложившихся обстоятельствах разумным и способствующим реальному исполнению решения суда, поэтому устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 31 декабря 2024 г.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Устьянского района Архангельской области к администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области удовлетворить.

Возложить на администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области (ИНН ...) обязанность в срок до 31 декабря 2024 года обеспечить снос аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: ...; и ....

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.

Председательствующий Ручьев Н.М.

Мотивированное решение принято 8 августа 2024 г.

2-306/2024 ~ М-275/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Устьянского района
Ответчики
Администрация Устьянского муниципального округа
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Ручьев Николай Михайлович
Дело на странице суда
ustyansud--arh.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2024Подготовка дела (собеседование)
18.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
08.08.2024Судебное заседание
08.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее