Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-6905/2023
(2а-1230/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Сивохина Д.А.
судей Лёшиной Т.Е., Ромадановой И.А.
при помощнике судьи Дождевой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства строительства Самарской области, Овсянникова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 марта 2023 г. по административному делу № 2а-1230/2023 по административному исковому заявлению Овсянникова С.В. к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овсянников С.В. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа в предоставлении мер государственной поддержки.
В обоснование заявления указано, что на основании заключенного с ЗАО «Проспект-Инвестстрой» договора от 24.06.2004 № о переуступке доли в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, истцом приобреталась квартира площадью 30,7 кв.м. Стоимость квартиры оплачена истцом частично в размере 267 170 руб., что составляет 24,737 кв.м общей площади. В 2021 году истец включен в реестр пострадавших участников долевого строительства. В заявлении о включении в реестр истец выразил желание о предоставлении меры государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта.
29.09.2021 Министерством истцу сделано предложение об оказании меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации, от которой истец отказался и еще раз подтвердил желание получить жилое помещение. На запрос истца от 28.09.2022 Министерством дан ответ от 21.10.2022, в котором сообщалось, что он больше не имеет права на получение государственной поддержки в виде предоставления жилой площади. По мнению истца, позиция Министерства является неправомерной, поскольку часть 4 статьи 7 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД, которой руководствовалось Министерство, вступила в силу 25.01.2022, то есть после включения истца в реестр пострадавших участников долевого строительства, и потому на него не распространяется.
Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в оказании мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 6 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД, изложенные в письме от 21.10.2022 №; обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенные нарушения прав истца, оказав меры государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта по нормам ч.1 ст.7 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 10 марта 2023 г. административное исковое заявление Овсянникова С.В. к Министерству строительства Самарской области удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в оказании мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта, изложенный в письме от 21.10.2022. На Министерство строительства Самарской области возложена обязанность устранить нарушение права административного истца путем повторного рассмотрения вопроса о предоставлении мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта (л.д. 58-62).
В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований (л.д. 67-68).
В апелляционной жалобе Овсянников С.В. просит решение суда отменить в части повторного рассмотрения Министерством строительства Самарской области вопроса о представлении мер государственной поддержки в виде представления жилого помещения вне проблемного объекта (л.д. 64).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Овсянников С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил в остальной части решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 27.06.2019) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавшим участникам долевого строительства.
В целях его реализации Правительством Самарской области принято постановление от 13.12.2019 №, которое утвердило, в том числе Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
Оказание мер государственной поддержки пострадавшему участнику долевого строительства осуществляется при условии его включения в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 24.06.2004 между административным истцом и ЗАО «Проспект-Инвестстрой» заключен договор № о переуступке доли в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, предметом которого являлась однокомнатная квартира площадью 30,7 кв.м.
Согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам № от 28.06.2004, № от 24.06.2004 истцом произведена оплата по договору в размере 267 170 руб., что составляет 24,737 кв.м общей площади.Установлено, что ЗАО «Проспект-Инвестстрой» свои обязательства по договору по передаче истцу жилого помещения не исполнило.
13.07.2011 объект включен в Перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329.
Согласно уведомлению от 29.09.2021 № административный истец включен в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В адрес истца Министерством строительства Самарской области были направлены предложения от 29.09.2021 и от 08.08.2022 об оказании меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в размере 267 710 руб., равной размеру денежных средств, ранее внесенных по договору, заключенному с недобросовестным застройщиком.
На предложение от 29.09.2021 истец ответил письменным отказом, в котором просил рассмотреть возможность предоставить помещение в достроенном доме. Получение предложения от 08.08.2022 административный истец отрицал, доказательств его получения материалы дела не содержат.
29.09.2022 административный истец обратился в Министерство с запросом по вопросу получения мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта.
На данное обращение Министерством дан ответ от 21.10.2022, в котором со ссылкой на п. 4 ст. 7 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД сообщается, что заявитель, как пострадавший участник долевого строительства, оплативший стоимость жилого помещения менее расчетной нормы, имеет право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в оказании мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта по мотиву оплаты жилого помещения площадью менее расчетной нормы не соответствует закону и явным образом нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания такого решения незаконным.
Выводы суда основаны на анализе действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона №84-ГД меры государственной поддержки при предоставлении жилого помещения вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства оказываются с учетом расчетной нормы.
Расчетная норма - максимальная общая площадь жилого помещения, определяемая для оказания пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки, которая в зависимости от условий договора, ранее заключенного пострадавшим участником долевого строительства с недобросовестным застройщиком. В случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на однокомнатную квартиру, расчетная норма составляет 36 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона №84-ГД (в редакции Закона Самарской области от 13.07.2022 N 78-ГД) право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктами 3 или 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона, имеет пострадавший участник долевого строительства, оплативший по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью равной или более расчетной нормы, установленной настоящим Законом, либо оплативший стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме.
В случае если пострадавший участник долевого строительства оплатил по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью менее расчетной нормы, за исключением пострадавшего участника долевого строительства, оплатившего стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме, он имеет право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктом 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона.
Как следует из материалов административного дела, административным истцом оплата по договору участия в долевом строительстве произведена не в полном объеме, оплачено 24,737 кв.м общей площади жилого помещения.
Между тем, судом перовой инстанции сделан обоснованный вывод, что административным ответчиком при принятии решения не учтено, что часть 4 статьи 7 Закона №84-ГД введена в действие Законом Самарской области от 14.01.2022 N 11-ГД с 25.01.2022. Изменения, внесенные в часть 4 статьи 7 Законом Самарской области от 13.07.2022 N 78-ГД, вступили в силу с 13.07.2022 и распространяются на правоотношения, возникшие с 25.01.2022 года (статья 2 Закона N 78-ГД).
Вместе с тем, правоотношения между административным истцом и Министерством в связи с оказанием мер государственной поддержки, предусмотренных Законом №84-ГД, возникли с момента включения истца в реестр пострадавших участников долевого строительства - 29.09.2021, то есть до введения в действие часть 4 статьи 7 Закона №84-ГД, следовательно, на административного истца данная норма не распространяется.
Доводы апелляционной жалобы Министерства строительства Самарской области основаны на неправильном понимании законодательства, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку, само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы Министерства строительства Самарской области
Судебная коллегия полагает также, что не имеется оснований для отмены оспариваемого решения в части по доводам апелляционной жалобы Овсянникова В.С., поскольку судом первой инстанции обоснованно указано, что суд не должен подменять государственный орган, в чью компетенцию входит разрешение рассматриваемого вопроса, в целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть вопрос о предоставлении мер государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства Самарской области, Овсянникова С.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи