УИД 05RS0029-01-2023-002111-73
№2-1724/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2023 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре Нурмагомедовой Д.К.,
с участием представителя истца - З., представителя органа опеки и попечительства Ш.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску А. к администрации МР «<адрес>», отделу опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» об обязании включить в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
А. обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что его отец А. умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать А. умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей Постановлением главы МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ брат истца А. установлен попечителем над несовершеннолетним А. Родители истца погибли когда он был несовершеннолетним, т.е. остался сиротой. Считает, что он как ребенок сирота относился к числу лиц, которым положено предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, так как он не имеет в собственности жилья. В настоящий момент ему стало известно, что он не состоит на учете как ребенок-сирота, которым положено предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Потому просит суд обязать администрацию МР «<адрес>» и Отдел опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В суд А. не явился, обеспечил явку представителя З., который поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика отдела опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» Ш. в суде просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку согласно выписки из домовой книги А. имел дом. А. мог принять в наследство имущество после смерти отца.
В силу требований ч. 3, 5 ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Положения статьи 1 указанного Федерального закона №159-ФЗ определяют, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
В соответствии с п. 1-4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
В силу ст.4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно пункта 1 статьи 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Статьей 98.1 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно Постановления Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются гражданам при условии включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц. которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сформированный в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц. которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства".
Согласно свидетельству о смерти мать истца А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец истца А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы МР «<адрес>» №-ВН-158/22 от ДД.ММ.ГГГГ А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. установлен попечителем над несовершеннолетним А. и выдано соответствующее удостоверение.
Согласно справки администрации МО «<адрес>» <адрес> А. действительно по месту регистрации не имеет домовладения и жилья на праве частной собственности.
Уведомлением Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отсутствие за истцом зарегистрированного недвижимого имущества.
Согласно выписки из домовой книги администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ А. указан домовладельцем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь 160 м?, а жилая - 150 м? и в качестве жильцов указаны 9 человек, в том числе истец А.
Судом также произведены запросы нотариусам Карабудахкентского нотариального округа А. и Г., из ответов которых следует, что наследственные дела после смерти А. и А. (родители истца) не заводились.
Из справки начальника отдела опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что А. не состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Доводы представителя отдела опеки и попечительства о возможном принятии истцом в наследство имущества, суд находит основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку статья 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ не предусматривает исключений при установлении нуждаемости в обеспечении жильем по договору найма специализированного жилого помещения для лица, являющегося наследником собственника после смерти родителей.
Материалы дела не содержат каких-либо сведений о том, что родители истца являлись собственниками жилого дома, ответами нотариусов подтверждается, что наследство после смерти родителей истца никем не принято.
При таких обстоятельствах, исковые требования А. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск А. к администрации МР «<адрес>», отделу опеки и попечительства администрации МР «<адрес>», удовлетворить.
Обязать администрацию МР «<адрес>», отдел опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» включить А. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.А. Казаватов