Дело № 2-146/2023 (№2-1385/2022)
УИД 37RS0019-01-2022-001854-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2023 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Котковой Н.А.
при секретаре Жданове Д.С.,
с участием:
помощника транспортного прокурора Лукиной А.О.,
ответчика Тулупова А.В.,
представителя третьего лица - Юрченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Ивановского транспортного прокурора к Тулупову Александру Владимировичу о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Ивановский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд к Тулупову А.В., в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просит обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в структурное подразделение ГУ МЧС России по Ивановской области Центра ГИМС заявление для исключения из реестра маломерных судов – гребной лодки «Нырок-2», 2003 года выпуска, заводской номер №, идентификационный №, длиной 2,55 м, грузоподъемностью 300 кг, номер судового билета №.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, в ходе которой выявлены обстоятельства, нарушающие интересы Российской Федерации. По информации Центра ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области в настоящее время на учете в соответствующем реестре маломерных судов находится маломерное судно - «Нырок-2», 2003 года выпуска, заводской номер №, идентификационный №, длиной 2,55 м, грузоподъемностью 300 кг, номер судового билета №, принадлежащая ответчику Тулупову А.В. Указанная гребная лодка не подлежит государственной регистрации в Центрах ГИМС МЧС России. Государственная регистрация указанной гребной лодки в реестре нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации маломерных судов.
Представитель истца - заместитель Ивановского транспортного прокурора Лукина А.О. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске и в заявлении об уточнении исковых требований, просила их удовлетворить.
Ответчик Тулупов А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что лодка утрачена более чем 20 лет назад.
Представитель третьего лица, ГУ МЧС России по Ивановской области Юрченко А.В. требования просил удовлетворить, поскольку согласно поступивших в адрес управления письменных разъяснений прекращение регистрации судна в отсутствие заявления правообладателя возможно только на основании решении суда.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода. Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Пунктом 1 статьи 16 КВВТ РФ предусмотрено, что судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно – в реестре маломерных судов.
Согласно п. 1.1 ст. 16 КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Пункт 1.1 в статье 16 КВВТ РФ введен после внесения в нее изменений Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», согласно пп. «б» п.5 ст.3 которого в статье 16 КВВТ РФ пункт 1 дополнен пунктом 1.1 следующего содержания: «1.1. Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха».
Впоследствии Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» внесены изменения в КВВТ РФ. Согласно пункту 15 статьи 1 Федерального закона N 367-ФЗ в статье 16 КВВТ РФ пункт 1.1 изложен в действующей редакции.
При этом на момент государственной регистрации спорного судна ответчиком действовал приказ МЧС России № 500 от 24 августа 2005 года «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (который утратил силу в связи с принятием приказа МЧС России № 340), который предусматривал государственную регистрацию в ГИМС МЧС России принадлежащих юридическим и физическим лицам: самоходных судов внутреннего плавания и иных плавучих объектов вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов) и несамоходных судов вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах. Таким образом, на момент государственной регистрации спорного судна, органы ГИМС и ответчик действовали в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства.
Согласно п.3 ст.16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п.2 ст.17 КВВТ РФ государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2022 года № 132 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Положение).
Согласно пункту 4 Положения государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении: а) маломерных судов, используемых в некоммерческих целях; б) баз (сооружений) для стоянок маломерных судов; в) пляжей, специально оборудованных для купания; г) переправ (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправ; д) наплавных мостов на внутренних водах, не включенных в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Положения основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам является обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей и охраны жизни людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, включая внутренние водные пути и внутренние морские воды.
Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции, в том числе: а) осуществляет государственный надзор за маломерными судами; д) оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов; ж) осуществляет учет маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании (пункт 6 Положения).
Согласно статье 21 КВВТ РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно: 1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов; 2) которое погибло или пропало без вести; 3) которое конструктивно погибло; 4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса; 5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна; 6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.
Из абзаца 7 пункта 7 Письма МЧС России от 27 марта 2017 года N 43-1762-29 «О применении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Приказом МЧС России от 24 июня 2016 N 340, следует что в соответствии со ст. 47 КТМ и ст. 21 КВВТ из реестра маломерных судов исключаются следующие суда: погибшее или пропавшее без вести; конструктивно погибшее; утратившее качества судна в результате перестройки или других изменений; утратившие право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15 августа 2021 года N 566 утвержден Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - Административный регламент).
Согласно п. 16 регламента результатом предоставления государственной услуги является: 4) при исключении маломерного судна из реестра маломерных судов - внесение в реестр маломерных судов сведений об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов.
Согласно п. 24 указанного регламента для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов заявитель представляет: 1) заявление по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту; 2) судовой билет, выданный ранее; 3) один из следующих документов, подтверждающих основания для исключения маломерного судна из реестра маломерных судов: документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений; таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации; свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, 14 июня 2004 года в реестре маломерных судов Тулуповым А.В. было зарегистрировано гребное судно «Нырок-2», 2003 года выпуска, заводской номер №, идентификационный №, длиной 2,55 м, грузоподъемностью 300 кг, номер судового билета №.
По сведениям ГУ МЧС России по Ивановской области сведения об указанном маломерном судне по настоящее время содержатся в ЕИС ЦГУ МЧС России.
Учитывая технические характеристики лодки, а также то обстоятельство, что гребное судно, согласно пояснениям ответчика, утрачено более 20 лет назад, суд приходит к выводу о том, в силу требований ст. 21 КВВТ РФ указанная гребная лодка подлежит исключению из соответствующего реестра маломерных судов.
Делая подобный вывод, суд исходит из того, что гребное судно, принадлежащее ответчику, по своим техническим параметрам и характеристикам не отвечает требованиям законодательства, предъявляемым к суднам, подлежащим государственному учету в Реестре маломерных судов, в то время как государственная регистрация указанной гребной лодки в реестре нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации маломерных судов.
18 декабря 2022 года Тулупову А.В. было вручено уведомление о необходимости в срок до 21 декабря 2022 года обратиться с заявлением и необходимыми документами ы Центр ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области в целях исключения гребного судна из Реестра маломерных судов.
Как следует из пояснений представителя третьего лица, в установленный в уведомлении срок – до 21 декабря 2022 года, Тулупов А.В. в уполномоченный орган для снятия гребного судна с учета не обратился.
Учитывая отсутствие у территориальных органов ГИМС права самостоятельно принимать решения об исключении судна из соответствующего реестра, это может быть сделано исключительно по заявлению его собственника.
На основании изложенного, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом мнения ответчика, приходит к выводу о том, что предложенный прокурором срок для возложения на ответчика выполнения соответствующей обязанности является разумным и достаточным для ее выполнения.
Как следует из пункта 11.4 разъяснений, данных МЧС России в письме от 09 ноября 2022 года № М-29-842, в отсутствие документов, предусмотренных Административным регламентом, маломерное судно может быть исключено из реестра маломерных судов на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Таким образом, настоящее решение суда будет являться основанием для исключения гребной лодки «Нырок-2», 2003 года выпуска, заводской номер №, идентификационный №, длиной 2,55 м, грузоподъемностью 300 кг, номер судового билета №, принадлежащей Тулупову А.В., из Реестра маломерных судов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ивановского транспортного прокурора к Тулупову Александру Владимировичу о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Тулупова Александра Владимировича,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в структурное подразделение ГУ МЧС России по Ивановской области Центра ГИМС заявление для исключения из реестра маломерных судов – гребной лодки «Нырок-2», 2003 года выпуска, заводской номер №, идентификационный №, длиной 2,55 м, грузоподъемностью 300 кг, номер судового билета №.
Настоящее решение суда является основанием для исключения маломерного судна – гребной лодки «Нырок-2», 2003 года выпуска, заводской номер №, идентификационный №, длиной 2,55 м, грузоподъемностью 300 кг, номер судового билета № из Реестра маломерных судов.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня изготовления решения суда в законную силу.
Судья подпись Н.А. Коткова
В окончательной форме решение изготовлено 18 января 2023 года.