УИД 47RS0005-01-2024-001102-40
Гражданское дело № 2-2568/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Выборг 10 июня 2024 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тарабриной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Андрея Вячеславовича к администрации муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Семенов А.В. на основании договора купли-продажи от 07 июня 2018 года является собственником квартиры <данные изъяты>
Постановлением главы администрации МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 18 декабря 2015 года № 656 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Ленинградская <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Семенов А.В. обратился в администрацию МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области с заявлением о предоставлении равнозначной по площади квартиры.
24 октября 2023 года ответчиком дан отказ в предоставлении равнозначной по площади квартиры, из которого следует, что Семенов А.В. имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанное в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.
На момент возникновения права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ не был принят.
Спорная квартира является единственным местом жительства Семенова А.В. и членов его семьи.
Истец просит суд обязать администрацию МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области предоставить благоустроенное жилое помещение взамен изымаемого.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 167 ГПКРФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Комитет по строительству Ленинградской области представил отзыв, из которого следует, что администрация обязана решать вопросы по содержанию муниципального жилищного фонда самостоятельно за счет средств местного бюджета, вне зависимости от наличия софинансирования со стороны Правительства Ленинградской области и/или федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с положением о комитете, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28 февраля 2011 года № 36, комитет, в том числе, реализует государственные программы в сфере оказания государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Комитет в рамках исполняемых полномочий осуществляет формирование и ведение реестра аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Ленинградской области.
Также комитет является разработчиком и главным распорядителем бюджетных средств по региональным адресным программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области.
Начиная с 2019 года на территории Ленинградской области реализуется региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2019-2025 годах» (далее - Программа), разработанная на основании Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Фонд, ФЗ «О Фонде» соответственно) и утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 14 июля 2023 года № 497.
В рамках мероприятий программы комитет выступает главным распорядителем бюджетных средств, администрации муниципальных образований Ленинградской области - исполнителями.
Целями Программы является: обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; снижение доли аварийного жилищного фонда на территориях муниципальных образований Ленинградской области; развитие жилищного строительства на территории Ленинградской области.
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с условиями Программы средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета Ленинградской области и средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и(или) юридических лиц), в соответствии с расселяемой площадью жилых помещений.
Программой устанавливаются следующие способы реализации: строительство многоквартирных домов; приобретение жилых помещений у застройщиков в строящихся многоквартирных домах; приобретение жилых помещений у застройщиков в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию; выкуп жилых помещений у собственников (при наличии согласия собственника в письменной форме); предоставление жилых помещений по договорам о развитии застроенных территорий; предоставление жилых помещений в свободном муниципальном жилищном фонде.
Администрации муниципальных образований Ленинградской области на основании анализа и оценки экономической эффективности самостоятельно выбирают способ и этап реализации Программы, в котором запланировано расселение аварийного дома.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с ФЗ «О Фонде» в Программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с 01 января 2012 года по 01 января 2017 года.
Семенов А.В. является собственником квартиры № многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> право собственности на которое возникло 07 июня 2018 года на основании договора купли-продажи от 07 июня 2018 года.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> постановлением администрации МО «Рощинское городское поселение» № 656 от 18 декабря 2015 года «Об утверждении актов межведомственной комиссии муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области по обследованию жилых помещений по адресу: п. Рощино, ул. Советская, д. 41, 43, 49, 51, 61, 65, 69, ул. Филиппова, д. 3, ул. Социалистическая, д. 4, д. 6» признан аварийным, подлежащим сносу и включен в этап 2024- 2025 программы.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выступающим главным регулятором программы, рассмотрены обращения фонда от 19 марта 2020 года № ОР- 03/155 и от 30 марта 2020 года № ОР-ОЗ/185 по вопросам применения положений частей 8.1, 8.2 статьи 32 ЖК РФ в части переселения граждан - собственников жилых помещений из аварийного жилищного фонда.
Согласно полученным разъяснениям, Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс» не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.
Право собственности истца на жилое помещение возникло 07 июня 2018 года, то есть до 28 декабря 2019 года (вступление в законную силу ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс»), в связи с чем комитет считает требования подлежащими удовлетворению.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Исполнение расходных обязательств муниципального образования в силу статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), осуществляется за счет местного бюджета.
Вместе с тем, в силу положений БК РФ, в законе (решении) субъекта Российской Федерации о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Как следует из материалов дела, Семенов А.В. является собственником квартиры № многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности на которое возникло 07 июня 2018 года на основании договора купли-продажи от 07 июня 2018 года.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: № постановлением администрации МО «Рощинское городское поселение» № 656 от 18 декабря 2015 года «Об утверждении актов межведомственной комиссии муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области по обследованию жилых помещений по адресу: п. Рощино, ул. Советская, д. 41, 43, 49, 51, 61, 65, 69, ул. Филиппова, д. 3, ул. Социалистическая, д. 4, д. 6» признан аварийным, подлежащим сносу и включен в этап 2024-2025 программы.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс») в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретенного ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс», то есть с 28 декабря 2019 года.
В сложившейся ситуации собственнику жилого помещения, расположенного в планируемом к расселению в рамках программы многоквартирном доме, администрацией МО в соответствии с частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ планируется предоставление выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение, которая должна быть определена администрацией МО на основании рыночной оценки жилого помещения, по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в порядке, установленном частями 7 и 8.2 статьи 32 ЖК РФ.
Общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случае ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Принимая во внимание принцип действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение собственником возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ, поскольку, действуя добросовестно в условиях определенности, собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
При таких обстоятельствах предоставление в рамках программы жилого помещения собственнику, право собственности которого на жилое помещение в аварийном многоквартирном доме возникло до 28 декабря 2019 года является обязанностью муниципального образования.
Таким образом, требования подлежат удовлетворению.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Семенова Андрея Вячеславовича к администрации муниципального образования «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Рощинское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области предоставить на семью из пяти человек: Семенов Андрей Вячеславович, Семенова Татьяна Витальевна, Семенов Артём Андреевич, Семенов Никита Андреевич, Семенов Даниил Андреевич, благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 44,5 кв.м в черте населенного пункта поселка Рощино Выборгского района Ленинградской области во внеочередном порядке.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь М.В. Тарабрина
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-2568 за 2024 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.