Дело №
решение
Именем Российской Федерации
13 ноября 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Белхароева Т.А.,
при помощнике судьи Ахильгове М.Б.,
с участием истца Галаева К.Д., представителя ОСФР по РИ Плиева Р.М., действующего на основании доверенности №е-0603-8663 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галаева К. Д. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об уменьшении размера пенсионных выплат, о возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере, произвести выплату задолженности до возобновления выплаты прежнего размера пенсии и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Истец Галаев К.Д. обратился в суд с указанным исковым заявлением в котором просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об уменьшении ему страховой пенсии по старости и обязать возобновить выплату пенсии по старости в прежнем размере, произвести выплаты разницы между незаконно уменьшенной пенсией по старости и ранее назначенной пенсией за период с ДД.ММ.ГГГГ до возобновления выплаты прежнего размера пенсии и взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование искового заявления истец указывает, что он является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На ДД.ММ.ГГГГ размер его пенсии составлял 15 724 рубля 65 копеек. С ДД.ММ.ГГГГ размер получаемой им пенсии уменьшен ОПФР по РИ, без уведомления его о причинах и основаниях принятого решения до 10 880 рублей 41 копейки. ОПФР по РИ ДД.ММ.ГГГГ в связи с его обращением ему направили письменный ответ о том, что в ходе проведенной проверки в декабре 2022 года размер страховой пенсии был пересчитан в сторону уменьшения без учета сведений о заработной плате до 10 880,41 рублей. Данное решение считает неправомерным нарушающим его конституционное право на пенсию.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика к участию в деле привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
В судебном заседании истец Галаев К.Д., поддержал исковое заявление, просил его удовлетворить.
Представитель ОСФР по РИ Плиев Р.М. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Соответчик ОСФР по <адрес>, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе в порядке части 2.1 статьи 113 ГПК РФ и п. 3 ч. 2 ст. 117 ГПК РФ (надлежащее извещение лица, участвующего в деле, и других участников процесса при извещении представителя лица, участвующего в деле), в суд не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (ст. 21 - 29) Федерального закона "О страховых пенсиях" №400-ФЗ (далее – Закон ФЗ №) определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
Положениями ч. 9 ст. 21 Закона ФЗ № предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Исчерпывающий перечень оснований для прекращения и приостановления пенсии определён ст.ст. 24, 25 Закона ФЗ №.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждении Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.
Пунктами 63-66 Правил предусмотрено, что выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", до приостановления или прекращения выплаты пенсии продлевает выплату этой пенсии.
Выплата пенсии приостанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определенном ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда России от ДД.ММ.ГГГГ определённые полномочия, в том числе по осуществлению функций назначения, перерасчета, выплаты и прекращения пенсий переданы Экспертному центру, созданному при ОПФР по <адрес>.
Как усматривается из материалов дела, Галаев К.Д., является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно уведомлению ОСФР по РИ на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты Галаева К.Д. составлял 15 724 рубля 65 копеек. В ходе проведенной проверки в декабре 2022 года размер страховой пенсии был пересчитан в сторону уменьшения без учета сведений о заработной плате, на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионных выплат истца составляет 10 880,41 рублей.
Исходя из изложенного выплата страховой пенсии по старости, которая была назначена Галаеву К.Д. в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может быть прекращена либо снижена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными сведений, на основании которых назначена пенсия.
Наличие у пенсионного органа, осуществляющего выплату гражданину пенсии, не подтвержденной в установленном законом порядке информации об отсутствии у гражданина права на получение такой пенсии, или предположений в части достоверности представленных сведений не может служить основанием для прекращения, снижения выплаты гражданину пенсии.
В нарушение указанных требований закона, без наличия на то законных оснований размер пенсии Галаева К.Д. снижен на 10 880 рублей 41 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона ФЗ № страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Добросовестность действий истца презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что при назначении истцам пенсии недостоверные сведения были представлены именно ими (определения Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
Указанное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 13 Обзора судебной практики № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявление пенсионным органом допущенной ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) при назначении гражданину пенсионного обеспечения - в отсутствие с его стороны каких-либо виновных действий - не может являться самостоятельным основанием для перерасчета пенсионным органом гражданину размера пенсии в сторону уменьшения без учета иных значимых обстоятельств (срок, прошедший с момента признания со стороны пенсионного органа права на пенсию в соответствующем размере, возможность возвращения гражданина на службу для приобретения права на пенсионное обеспечение в установленном до выявления ошибки размере и другие).
Исходя из изложенного выплата досрочной страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии, не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.
Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства в совокупности со сведениями, имеющимися в трудовой книжке истца, с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, суд находит решение ответчика не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства ответчиком суду не представлены. При этом суд отмечает, что при принятии оспариваемого решения, уполномоченными должностными лицами запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), для проверки факта обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, не направлялись.
Исходя из изложенного выплата досрочной страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.
Требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами суд находит неподлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 395 ГК РФ определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Применение положений ст. 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (п. 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99-О).
Таким образом, положения ст. 395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, возможным подлежащими оставлению без удовлетворения.
Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства в совокупности, с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, суд полагает требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Решил:
Исковое заявление Галаева К. Д. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об уменьшении размера пенсионных выплат, о возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере, произвести выплату задолженности до возобновления выплаты прежнего размера пенсии и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об уменьшении Галаеву К. Д. страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить Галаеву К. Д. выплату пенсии по старости в прежнем размере.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести выплату Галаеву К. Д. разницы между незаконно уменьшенной пенсией по старости и ранее назначенной пенсией за период с ДД.ММ.ГГГГ до возобновления выплаты прежнего размера пенсии.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Т.А. Белхароев