УИД 32RS0027-01-2023-003620-21
Дело №2-5304/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года г.Брянск, ул.Фокина, 45
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Рассказовой М.В.,
при секретаре Никишовой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пасюты Василия Михайловича к Советской районной администрации г.Брянска о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, понуждении поставить на жилищный учет,
УСТАНОВИЛ:
Пасюта В.М. обратился в суд с указанным иском, указав, что в период с <дата> по <дата> проживал на условиях договора социального найма <адрес>. На основании заявления истца от 08 июня 2022г. в адрес администрации Уношевского сельского поселения договор социального найма №... от <дата> расторгнут. Распоряжением Советской районной администрации №323-р от 01 августа 2022г. истцу отказано в принятии на жилищный учет в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагая, что право на выезд из зоны проживания с правом на отселение является правом, предусмотренным законодательством, Пасюта В.М. просит суд, с учетом уточнения исковых требований, признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признать распоряжение Советской районной администрации г.Брянска №323-р от 01 августа 2022г. недействительным в части отказа в принятии на жилищный учет Пасюта В.М., обязать Советскую районную администрацию г.Брянска повторно рассмотреть заявление истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с даты первоначального обращения – 05 июля 2022г.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Брянская городская администрация, Департамент строительства Брянской области, Департамент социальной политики и занятости населения Брянской области.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Прищеп Т.И. заявленные требования поддержала.
Истец, представители ответчиков и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства дела уведомлены надлежащим образом.
Суд с учетом положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являющимся специальным нормативным правовым актом, направленным, как определено в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона (ст. 22 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1).
Пунктом 7 ст. 17 указанного закона предусмотрено в качестве меры социальной поддержки обеспечение названных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил № 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках ведомственной целевой программы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, граждане, которым согласно ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гарантируется улучшение жилищных условий, подлежат постановке на учет нуждающихся в порядке и по основаниям, предусмотренным Жилищным Кодексом Российской Федерации.
Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. алоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Из приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что закон различает граждан, являющихся малоимущими, которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. При этом, статьей 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, предусмотрена лишь нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как следует из материалов дела, в период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Пасюта В.М. проживал в <адрес> (зона проживания с правом на отселение), что подтверждается удостоверением серии №... от <дата> лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение и паспортными данными.
Таким образом, Пасюта В.М. в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются положения законодательства о мерах социальной поддержки, в том числе, предусмотренных пунктом 7 статьи 17 приведенного Закона.
Распоряжением Уношевской сельской администрации Уношевского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области №...-р от <дата> Пасюта В.М. на основании решения жилищно-бытовой комиссии №... от <дата> поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
На основании постановления Уношевской сельской администрации Уношевского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области №... от <дата> Пасюте В.М. по договору социального найма предоставлено жилое помещение <адрес>, с жилищного учета, как нуждающйся в улучшении жилищных условий, в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма Пасюта В.М. снят.
<дата> договор социального найма жилого помещения №... от <дата> по <адрес>, расторгнут на основании личного заявления Пасюты В.М. от 08 июня 2022г.
Согласно справке администрации Гордеевского района Брянской области от 25 апреля 2022г. исх. №769 в период регистрации и проживания с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> по <адрес> Пасюте В.М. предоставлялось жилье (договор социального найма от <дата>) в соответствии с п.п.7,8 ст.17, 22 закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №1244-1 мерами социальной поддержки он не пользовался.
Жилых помещений по договору социального найма, а также в собственности Пасюта В.М. не имеет.
С <дата> Пасюта В.М. на основании договора найма жилого помещения проживает по <адрес>, принадлежащей на праве собственности Ш. Членом семьи собственника жилого помещения истец не является.
Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска №323-р от 01 августа 2022г. Пасюте В.М. отказано в принятии на жилищный учет в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. «в» ст.6 Закона Брянской области от 09.06.2006 г. №37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области» (не истек предусмотренный ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок).
Основанием для отказа в постановке на жилищный учет послужило то обстоятельство, что Пасютой В.М. по его инициативе был расторгнут договор социального найма жилого помещения <адрес>, в связи с его выездом в чистую зону, поскольку в силу ст.5 Закона Брянской области №37-З от 09.06.2006г. действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, в целях настоящего Закона признаются в том числе действия, в результате которых уменьшилась жилая обеспеченность граждан: расторжение договора социального найма по инициативе гражданина.
Вместе с тем, выезд Пасюты В.М. из зоны радиоактивного загрязнения и расторжение договора социального найма жилого помещения в этой зоне, не может быть расценен, как ухудшение его жилищных условий, так как Пасюта В.М. реализовал свое право на выезд в чистую зону для дальнейшего постоянного проживания.
Населенный пункт - <адрес> относится к зоне проживания с правом на отселение, то есть является территорией, подвергшейся воздействию радиации, что дает Пасюте В.М. право на выезд из "загрязненной" зоны в соответствии с вышеприведенными нормами закона.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходит из того, что собственником жилого помещения, расположенного <адрес>, в котором в настоящее время проживает истец, является Ш., Пасюта В.М. членом семьи собственника не является, сведений о наличии у Пасюты В.М. жилых помещений, предоставленных ему на территории города Брянска или иной территории, не подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании договора социального найма, в материалы дела не представлено.
Таким образом, приобретение Пасютой В.М. статуса лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, проживание в квартире <адрес>, где он не является членом семьи собственника указанного жилого помещения, не имеет в собственности или по договору социального найма жилых помещений, гарантирует ему право на меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жилой площадью, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
При таких обстоятельствах, исковые требования Пасюты В.М. к Советской районной администрации г. Брянска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пасюты Василия Михайловича к Советской районной администрации г.Брянска о признании незаконным отказа в постановке на жилищный учет, понуждении поставить на жилищный учет, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Советской районной администрации г.Брянска №323-р от 01 августа 2022 года (п.5.1.) об отказе в постановке на жилищный учет Пасюты Василия Михайловича в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на состав семьи один человек.
Обязать Советскую районную администрацию г.Брянска поставить Пасюту Василия Михайловича на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья М.В.Рассказова
Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2023 года