К делу №2-45/2020
Решение
именем Российской Федерации
город Тихорецк 24 августа 2020 года
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Харченко М.Е.,
при секретаре судебного заседания Ворониной Ю.Н.,
с участием представителя истца старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания-Т» управляющего Захарова И.Ю., Мельник Д.Е., действующего по доверенности от 10.03.2020,
представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «ДМК» Захарова И.Ю., исполняющего обязанности директора (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ),
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района Наймушина Е.Л., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации муниципального образования Тихорецкий район Педченко М.С., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» Безбородовой Д.И., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания - Т», обществу с ограниченной ответственностью «ДМК» о признании незаконным бездействие, обязании обустроить свалку в соответствии с требованиями действующего законодательства,
установил:
Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания-Т» о признании незаконным бездействия, обязании обустроить свалку в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «ДМК».
Иск мотивирован тем, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры края проведена проверка по факту пожара, произошедшего на территории мусорной свалки в поселке Каменном Тихорецкого <адрес>.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ), статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.-5.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со статьями 6, 13, 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Раздельный сбор ТКО регламентирован Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об отходах производства и потребления».
Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:50:0202001:48, с видом разрешенного использования «специальная деятельность». В соответствии с выкопировкой из генерального плана Тихорецкого городского поселения и карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Тихорецкого городского поселения вышеуказанный земельный участок расположен в зоне «Сп-3» (для размещения объектов хранения и переработки отходов производства и потребления).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения аукциона по продаже земельных участков права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между администрацией и ООО «Динская мусороуборочная компания-Т» заключен договор аренды (№) земельного участка с кадастровым номером 23:50:0202001:48 (площадью 27652,0 кв.м., с видом разрешенного использования «специальная деятельность», категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес: Краснодарский край, <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте участка).
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» под специальной деятельностью (код 12.2) понимается размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления, медицинских отходов, биологических отходов, радиоактивных отходов, веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения, обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки).
На земельном участке с кадастровым номером 23:50:0202001:48 осуществляется складирование отходов по договорам с ООО «Динская мусороуборочная компания-Т». ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном земельном участке произошло возгорание отходов. В связи с этим, ОНД и ПР Тихорецкого <адрес> администрация Тихорецкого городского поселения (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение/невыполнение требований пожарной безопасности, а именно связи с тем, что на территории общего пользования поселения устроена свалка горючих отходов) и ООО «Динская мусороуборочная компания-Т» (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ), за нарушение/невыполнение требований пожарной безопасности, а именно за неорганизацию очистки объекта защиты и прилегающей к нему территории от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности) привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 150000 рублей каждому.
Кроме того, должностными лицами межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение №ФР о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Динская мусороуборочная компания-Т» по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ. Так, в рамках рассмотрения обращения ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения выездного мероприятия проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 23:50:0202001:48. Инспектором межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и <адрес> было установлено, что на данном земельном участке организована свалка твердых бытовых отходов. Свалка организована по типу полигона для твердых бытовых отходов, не обустроена в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе настоящей проверки установлено, что ООО «Динская мусороуборочная компания-Т» допускаются нарушения статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03. Поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, отсутствует по периметру обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, накопление отходов осуществляется без раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Кроме того, при въезде на территорию земельного участка с кадастровым номером 23:50:0202001:48 отсутствует дизбарьер, ограждение, кольцевой канал, кольцевой вал по периметру свалки.
Помимо этого, свалка твердых бытовых отходов ООО «Динская мусороуборочная компания-Т» не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов.
Также установлено, что у ООО «Динская мусороуборочная компания- Т» отсутствует лицензия по сбору и транспортировке отходов, в связи с тем, что ими осуществляется накопление (не более 11 месяцев) с учетом дальнейшей передачи отходов лицензированным организациям. Однако, данных о вывозе отходов не представлено.
Помимо этого, в ходе проверки выявлены факты самовольного занятия прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 23:50:0202001:48 территории, а также нецелевого использования земельного участка. Так, на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, в кадастровом квартале 23:50:0202001 организован пропускной пункт, а также ООО «Динская мусороуборочная компания-Т» производится строительство объекта.
Результаты проверки деятельности ООО «Динская мусороуборочная компания-Т» указывают о том, что в организации работы юридического лица имеются серьезные просчеты, порождающие нарушения закона и негативно сказывающиеся на состоянии законности в сфере природоохранного законодательства, при этом нарушения прав граждан, организаций и государства имеют место во всех сферах их взаимодействия.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью. Указанные нарушения законодательства об отходах производства и потребления могут привести к чрезвычайным ситуациям, повторным возгораниям, и ставят под угрозу безопасность людей и окружающей среды.
Невыполнение ответчиком вышеизложенных требований закона нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих интересов.
Просит признать незаконным бездействие ООО «Динская мусороуборочная компания-Т», выразившееся в несоблюдении требований законодательства об отходах производства и потребления, обустройству свалки на земельном участке с кадастровым номером 23:50:0202001:48 в соответствии с требованиями, в том числе раздельному сбору и вывозу отходов, самовольному занятию земельного участка. Приостановить деятельность ООО «Динская мусороуборочная компания-Т» до устранения выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде на земельном участке с кадастровым номером 23:50:0202001:48. Обязать ООО «Динская мусороуборочная компания-Т» обустроить свалку в соответствии с требованиями законодательства об отходах производства и потребления, вывезти имеющиеся на земельном участке с кадастровым номером 23:50:0202001:48 отходы на специально отведенное для таких целей место.
В судебном заседании старший помощник Тихорецкого межрайонного прокурора ФИО6 пояснила, учитывая решение Тихорецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленные ответчиками документами, руководствуясь статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Тихорецкий межрайонный прокурор заявляет об уточнении исковых требования. Просит признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания - Т», выразившееся в несоблюдении требований законодательства об отходах производства и потребления, а также самовольному занятию земельного участка незаконным. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания - Т» принять меры по включению объекта размещения отходов с кадастровым номером 23:50:0202001:48 в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (Краснодарский край). Обязать общество с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания - Т» провести обустройство объекта размещения отходов с кадастровым номером 23:50:0202001:48: путем установки легкого ограждения по периметру всей территории объекта, обустройство производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Представитель ответчика ООО «Динская мусороуборочная компания – Т», он же представитель соответчика ООО «ДМК» ФИО7 в судебном заседании заявил о признании уточненных Тихорецким межрайонным прокурором исковых требований, о чем предоставил суду письменное заявление.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Тихорецкого городского поселения Тихорецкого <адрес> ФИО8, администрации муниципального образования <адрес> ФИО4, муниципального унитарного предприятия Тихорецкого городского поселения Тихорецкого <адрес> «Комбинат коммунальных предприятий и благоустройства» ФИО9 не возражали против принятия судом признания иска ответчиком.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика отдела надзорной деятельности и профилактической работы Тихорецкого <адрес> управления МЧС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен. Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, выслушав стороны, приходит к следующему выводу.
На основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Согласно статье 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Законом предусмотрено распорядительное право признание иска, которое в данном случае не противоречит закону и не нарушает права
и законные интересы других лиц, последствия признания иска разъяснены ответчику, суд находит возможным принять признание иска ответчиком
и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Тихорецкий межрайонный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования <адрес> в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Принять признание иска ответчиком обществом с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания - Т» о признании незаконным бездействие, обязании обустроить свалку в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания - Т», выразившееся в несоблюдении требований законодательства об отходах производства и потребления, а также самовольному занятию земельного участка, незаконным.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания - Т» принять меры по включению объекта размещения отходов с кадастровым номером 23:50:0202001:48 в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (Краснодарский край).
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания - Т» провести обустройство объекта размещения отходов с кадастровым номером 23:50:0202001:48 путем установки легкого ограждения по периметру всей территории объекта, обустройство производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Динская мусороуборочная компания - Т» (ИНН 2373015194) в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Тихорецкого городского суда
Краснодарского края Харченко М.Е.