21-2/2024 судья Панюшкина Е.Ю.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
г.Рязань 10 января 2024 года
Судья Рязанского областного суда Артюхин А.А., при секретаре Сенькиной О.Ю., рассмотрев жалобу защитника ООО «Старожиловоагроснаб» - ФИО на решение судьи Касимовского районного суда Рязанской области от 21 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Старожиловоагроснаб» (далее по тексту - ООО «СТА»),
У С Т А Н О В И Л :
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Касимову, Касимовскому и Пителинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Рязанской области, одновременно по должности главного государственного инспектора города Касимова, Касимовского, Пителинского районов Рязанской области по пожарному надзору ФИО № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «СТА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 415 000 рублей.
Решением судьи районного суда, постановление должностного лица изменено в части размера назначенного административного штрафа: размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей.
В жалобе, направленной в Рязанский областной суд, защитник ООО «СТА» ФИО просит об отмене состоявшихся решений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО «СТА» ФИО действующую на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, прихожу к следующему.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст.20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В силу ст.38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции и иные граждане, которые за нарушение указанных выше требований, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.9 приложения №4 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», использование открытого огня запрещается при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25 апреля 2023 года №165 «О установлении особого противопожарного режима» был установлен на территории Рязанской области особый противопожарный режим с 26 апреля 2023 года.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, на земельном участке (арендатор <скрыто> в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ № аренды земельных участков), по географическим координатам <скрыто>, юридическим лицом – ООО «Старожиловоагроснаб», в соответствии с договором подряда на расчистку земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляющим культуртехнические работы, допущено нарушение требований п.9 приложения 4 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», а именно: осуществляло использование открытого огня (сжигание выкорчеванной сорной растительности) при установленном на территории Рязанской области (в состав которой входит <адрес>), особом противопожарном режиме, введенном постановлением Правительства Рязанской области от 25 апреля 2003 года №165 «Об установлении особого противопожарного режима».
Изложенное явилось основанием для привлечения ООО «СТА» к административной ответственности, с назначением наказания в виде штрафа в размере 415 000 рублей.
Судья первой инстанции пришел к выводу о том, что факт допущенного правонарушения и виновность ООО «СТА» доказаны и подтверждены материалами дела об административном правонарушении в полном объеме.
Районным судом изменено назначенное ООО «СТА» административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, снижен размер штрафа до 200 000 рублей.
Вместе с тем выводы судьи Касимовского районного суда Рязанской области, изложенные в решение от 21 ноября 2023 года являются преждевременными по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из ст.26.1 названного Кодекса следует, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе иного, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.5 ст.4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что на основании рапорта дознавателя ОНД и ПР по городу Касимову, Касимовскому, Пителинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области ФИО от ДД.ММ.ГГГГ, начальником ОНДиПР по городу Касимову, Касимовскому, Пителинскому районам, УНДи ПР ГУ МЧС России по Рязанской области ФИО назначена проверка, проведение которой поручено ФИО
В ходе вышеназванной проверки получены объяснения специалиста управления корпоративной и информационной защиты <скрыто> - ФИО согласно которым ДД.ММ.ГГГГ работниками ООО «СТА» были подожжены кучи выкорчеванных деревьев вблизи <адрес>. Далее на следующий день ДД.ММ.ГГГГ работниками ООО «СТА» были подожжены кучи выкорчеванных деревьев на другом земельном участке сельскохозяйственного назначения вблизи <адрес> (л.д.№).
Также, в материалах дела имеется копия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ООО «СТА» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ по обстоятельствам, имевшим место ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Вместе с тем вопросы о том, какой вид государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, предусмотренного положениями Федерального закона от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пределы полномочий должностных лиц административного органа по осуществлению такого вида контроля, судьёй районного суда выяснены не были.
Также судьёй районного суда не исследовалась возможность применения положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей не выполнены в полном объеме требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Касимовского районного суда Рязанской области от 21 ноября 2023 года подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
жалобу защитника ООО «Старожиловоагроснаб» - ФИО удовлетворить частично.
Решение судьи Касимовского районного суда Рязанской области от 21 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Старожиловоагроснаб» отменить, а настоящее дело возвратить на новое рассмотрение жалобы в тот же районный суд.
Судья Рязанского областного суда А.А.Артюхин