Дело №2-1786/2023
УИД 21RS0016-01-2023-002003-07
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года | пос. Кугеси |
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаевой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, в котором просит обязать администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: разработать проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенного в <адрес> Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенного в <адрес> Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики; выполнить ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения, расположенного в <адрес> Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника питьевого водоснабжения населения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, расположенного в <адрес> Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики. В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики по результатам по результатам рассмотрения обращения депутата Государственного Совета Чувашской Республики ФИО2 выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при обеспечении населения качественной питьевой водой в <адрес> Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики. Как указано в иске, установлено, что в <адрес> организованно централизованное водоснабжение и подъём воды осуществляется из артезианской скважины <адрес> насосной станцией первого подъема (погружным насосом), включение которого осуществляется автоматической системой регулирования для поддержания уровня воды в водонапорной башне, при этом объекты водоснабжения находятся в муниципальной собственности, по договорам концессии (аренды) не переданы и их обслуживание осуществляет администрация Чебоксарского муниципального округа, Далее указано, что в нарушение требований проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника питьевого водоснабжения населения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, расположенного в <адрес> отсутствуют, а также территория первого пояса не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, дорожки к сооружениям не имеют твердое покрытие, трава на территории не скошена. Также указано, что в этой связи главе администрации Чебоксарского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, однако по результатам рассмотрения которого исчерпывающие меры по устранению выявленный нарушений не приняты и неисполнение администрацией Чебоксарского муниципального округа требований законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасные, достойные и благоприятные условия проживания.
На судебном заседании помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Николаева Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
На судебное заседание ответчик – администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённая, своего представителя не направила, о причинах не известила.
Согласно ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения явившихся лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
При рассмотрении данного гражданского дела суд, принимая во внимание положения ст. ст. 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Также при этом суд учитывает, что в силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
Также при этом суд учитывает положения ст. 196 ГПК РФ, согласно которых суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что также не отрицается стороной ответчика, в муниципальной собственности Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики находятся объекты централизованного водоснабжения, обеспечивающие водоснабжение <адрес>
Так, согласно положений ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.; самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.
Также в соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) и п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из ч. 2 ст. 1 Закона № 131-ФЗ решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч. 16 ст. 26 Закона № 52-ФЗ до 1.01.2022 установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования данного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 данной статьи.
Согласно п.п. 3, 4, 5 ст. 18 Закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п.п. 1.4, 1.5, 1.6 «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Согласно п.п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной.
Соответственно, вышеприведёнными нормами права установлено, что разработка проекта организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии источников питьевого водоснабжения населения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, а также установка ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения в вышеуказанных населенных пунктах отнесено к полномочиям ответчика – администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
Вместе с тем, ответчиком, администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, до настоящего времени не приняты меры по соблюдению вышеприведённых норм права в этой части, а именно отсутствует проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника питьевого водоснабжения населения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, расположенного в <адрес>, а также территория первого пояса не спланирована для отвода поверхностного стока за её пределы, дорожки к сооружениям не имеют твердое покрытие, трава на территории не скошена, что также не оспаривается стороной ответчика, в связи с чем обращение прокурора в суд с настоящим иском является правомерным и влечёт удовлетворение заявленных исковых требований.
Также согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для совершения указанных действий – 6 месяцев в со дня вступления решения суда в законную силу. Суд полагает, что данный срок является разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-199, 235-237 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики об обязании, удовлетворить.
Обязать администрацию Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
разработать проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенного в <адрес> Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики;
получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, расположенного в <адрес> Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики;
выполнить ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения, расположенного в <адрес> Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики;
получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника питьевого водоснабжения населения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, расположенного в <адрес> Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2023 года.
Председательствующий, судья: Афанасьев Э.В.